Дмитрий Джангиров: "Итоги выборов позволяют России вернуться в политическую игру на Украине"
Явку нельзя назвать катастрофически низкой, по европейским меркам, это стандарт и даже успех. Но по украинской традиции - почти на грани, раньше такого вялого голосования не было. Для "Блока Петра Порошенко" первое место с результатом ниже 30% - это, конечно, удар.
И дело не в том, что именной блок президента набрал меньше, чем он сам на майских выборах. Это, кстати, нормально. Проблема в том, что даже с одномандатниками от блока и просто с лояльными беспартийными одномандатниками он контролируемое и послушное большинство в парламенте собрать, скорее всего, не сможет. Тем более что партийный список блока весьма пестр, и далеко не все в нем полностью лояльны президенту.
Второе место "Народного фронта", да еще с серьезным отрывом от преследователей, - это моральное право требовать для Арсения Яценюка премьерский пост. По правилам хорошего политического тона отказать ему в этом президенту будет трудно.
Безусловный успех этих выборов - результат "Оппозиционного блока". И здесь власть может разделить с ними эту победу в том смысле, что именно она своей политикой предопределила успех этой силы, можно сказать, приложила огромные усилия к тому, чтобы осколки Партии регионов с двойным запасом прошли в парламент. Нужно здесь отдать должное и великому, как ни крути, пиарщику Сергею Левочкину.
Что касается успеха Андрея Садового и его "Самопомощи", то это как раз эффект "темной лошадки", результат брожения и перетекания симпатий в рамках патриотического электората. Садовому, который уже думает о президентских выборах 2019 года, удалось аккумулировать на себе и своей партии протестные настроения интеллигентных либерал-националистов, тех, которые создавали украинскому национализму в целом и майдану в частности "человеческое лицо". Замечу, что результат "Самопомощи" - это не устойчивое общественное мнение и рейтинг, а скорее настроение момента, которое Садовый и его команда удачно конвертировали.
Этого нельзя сказать про Ляшко и его "Радикальную партию". Он как раз показал "свой" результат, получил голоса "ядерного электората", который все про него знает и ничему не удивляется. Предсказывали ему больше, едва ли не второе место, но серьезная конкуренция и вброс компромата в последние дни сыграли свою роль.
"Батькивщина" Юлии Тимошенко долго и мучительно искала свою нишу и так не смогла решить проблему позиционирования. По всем параметрам у них оказались конкуренты - и в радикальных заявлениях, и в предложении экономических перемен, и в интеллектуальном плане. В атмосфере, где нет явного противника, а вокруг все патриоты и радикалы, результат Тимошенко и компании оказался размыт.
В результате можно с высокой долей вероятности предсказывать создание "широкой коалиции" "Блока Петра Порошенко", "Народного фронта" и еще нескольких сил. Порошенко явно захочет разбавить квоту Яценюка в парламенте и в правительстве приглашением в коалицию, например, "Самопомощи". Соответственно, и Яценюк подтянет идеологически близких, не исключено, что даже "Батькивщину". Интересно только, кто кого позовет в большинство. Варианты возможны разные.
"Оппозиционный блок" в коалицию, вероятнее всего, не впишется, но будет поддерживать Порошенко ситуативно - на каких-нибудь голосованиях за мирные инициативы. И потому большинство в любом случае не будет устойчивым, конфликты неизбежно возникнут.
И главная причина - разная легитимация Порошенко и Яценюка. Президент - условно "европейский" человек, а интерес Европы - скорейшее сворачивание гражданского конфликта на Украине. Премьер - "американец" и работает на несколько иной результат. Предварительные, подчеркиваю, итоги дают Москве пространство для маневра.
Михаил Погребинский: "Необходимость компромисса с Россией понимают все вменяемые люди"
В первом месте Блока Порошенко сомнений не было с самого начала. Позитивная динамика Народного фронта Арсения Яценюка также предполагалась: уровень доверия к премьеру довольно высок, объективно второй по стране. Поэтому в их результате ничего неожиданного, поскольку их кампании были именно персонифицированы, мало отличаясь программно, впрочем, как и у других участников. То есть сама реклама была акцентирована не на лозунгах, а на персонах, если упрощенно то "Голосуй за блок президента", и "Голосуй за премьера Яценюка".
Неожиданностью можно считать результат Оппозиционного блока. Хотя о наличии скрытого протестного потенциала говорилось, и его не могло не быть, коль скоро есть противники обобщенной "партии майдана". Просто они боялись, и не без оснований, проявлять сегодня свои взгляды, зато высказали их в кабинках для голосования.
Однако ситуация все равно неопределенная. Непонятно пока кто конкретно будет формировать коалицию большинства, а значит и правительство. Речь ведь не о том, чтобы в очередной раз поддержать европейские ценности и демократический путь развития - здесь разногласий не будет точно, все "за". Другое дело распределение министерских портфелей и парламентских комитетов.
Не возьмусь сейчас предсказывать состав коалиции, но в премьерстве Яценюка, даже с учетом второго места есть сомнения. Хотя бы потому, что среди мажоритарщиков - людей избиравшихся на местах и лично обещавших людям улучшение жизни, есть серьезная оппозиция премьеру, закручивающему гайки в экономике, да еще и работающему на Коломойского. В этой ситуации Порошенко может предложить в премьеры и того же Владимира Гройсмана, у него будут для этого основания.
Пока уверенно можно говорить, что участником коалиции на стороне президента будет мэр Львова Садовый и его "Самопомощь". Что касается Тимошенко, то ее действия предсказать сложно. До голосования говорилось даже о том, что она может инициировать создание большой коалиции без президентского блока. Звучит, конечно, немного анекдотично, но до конца эту возможность исключить нельзя.
При этом любая ответственная украинская власть должна понимать, что без экономического и политического компромисса с Россией выйти из тупика ей невозможно. Необходимость компромисса с Россией понимают все вменяемые люди. Так что по большому счету можно сказать, что когда будет формироваться правительство, уже будет достигнуто принципиальное согласие участников на поиск такого компромисса. Независимо от того, кто станет во главе правительства и составит большинство.