Она уточнила, что вопрос по определению правил и границ, за которые нельзя переступать в виртуальном пространстве, должен подниматься на уровне международных организаций - ЮНЕСКО и ООН. Матвиенко выразила озабоченность ситуацией с ответственностью за информацию, распространяемую в сети. "Известны случаи, когда анонимно создавались сети по распространению детской порнографии, открывались едва ли не курсы подготовки будущих террористов... Интернет используют в качестве выгребной ямы, сливая туда разного рода нечистоты. Сегодня любого человека можно практически безнаказанно троллить, доводя до нервного срыва", - привела она несколько примеров.
Именно поэтому глава верхней палаты видит резон в принятом недавно резонансном законе, который обязывает регистрировать как СМИ блоги, у которых более трех тысяч читателей. "Никто не запрещает блогеру размещать ту или иную информацию, но за ее достоверность придется отвечать. Нельзя давать трибуну людям озлобленным, душевно больным, нравственно нечистоплотным", - считает Матвиенко.
Впрочем, она еще раз заверила, что никто планов каких-то ограничений в Интернете не вынашивает. Однако Матвиенко заметила, что отдельные страны используют доминирующее положение в глобальном информационном пространстве для достижения не только экономических, но и военно-политических целей. "Мы ведь видим, для чего порой задействуют социальные сети. Сфера Интернета по-прежнему во многом новая, у нас пока не создана развитая правовая база по ее регулированию. Надо думать, как все оформить законодательно. Разумеется, будем советоваться с обществом", - сказала парламентарий.
Не обошла Валентина Матвиенко в очередной раз и тему санкций. По ее словам, практический эффект от введенных против нее ограничений равен нулю. "Мы - Россия, а не страна политиков, которых можно припугнуть, и те сразу станут послушными и ручными", - заявила она. По словам сенатора, санкции, введенные против российских политиков, похожи "на окрик из Вашингтона: не будете слушаться, накажем и в угол поставим".
Глава Совфеда пояснила, что санкции подразумевают запрет на въезд, арест активов и собственности, находящихся на территории США и стран ЕС. "Но за политиками так внимательно следят, буквально по крупицам собирая информацию, которая могла бы каким-то образом очернить и дискредитировать их, что на Западе наверняка и раньше знали: у меня нет ни счетов в зарубежных банках, ни недвижимости за границей", - заверила Валентина Матвиенко. Она лишь выразила сожаление, что возникшие ограничения мешают доносить точку зрения российских парламентариев так активно, как хотелось бы. "Хуже нет, когда прерывается диалог. Да, на многое мы смотрим по-разному, тем не менее, говорить по спорным вопросам надо. Иначе никогда не понять друг друга, - сказала она. - Но, видимо, это не устраивает американскую администрацию и тех, кто ее поддерживает в Брюсселе. Вот и создают нам дополнительные сложности в работе. Но мы справляемся".
Она также заверила, что Россия выступает категорически против попыток возвести новый "железный занавес". По ее мнению, спад отношений между Россией и Западом не первый, и это противостояние закончится. "Мы не закрываемся, не отгораживаемся, не выступаем за свертывание политических, культурных, межпарламентских и иных связей, не наращиваем военное присутствие за пределами своих границ", - сказала председатель Совфеда.
Тем не менее парламентарий отметила, что Россия извлекла определенные уроки из конфронтации с Западом. Она подчеркнула, что действующая госпрограмма перевооружения на 2011-2020 годы стоимостью 20 триллионов рублей - это не гонка вооружений, а модернизация, замена новым вооружением и техникой выбывающих систем, чей ресурс исчерпан. "Речь не о противостоянии, нет. О разумном сдерживании. Руководство России поступило бы безответственно, если бы не предприняло соразмеренных шагов по поддержанию национальной безопасности. Ответные меры мы увязали с результатами анализа угроз в военной сфере и с макроэкономическими прогнозами развития России. Расчеты показывают: решение задачи достижимо без перегрузки экономики, свертывания социальных программ и "затягивания поясов", - заключила Валентина Матвиенко.