В Зауралье могут разориться государственные типографии

В Курганской области государственные типографии находятся в предбанкротном состоянии: из-за низкого качества печати на ветхом, технически отсталом оборудовании от них уходят крупные заказчики, в том числе газеты и книгоиздатели. Полиграфисты винят в своем бедственном положении собственника - область, за десять последних лет не вложившую в развитие отрасли ни рубля.

В следующем году шадринскому Дому печати исполнится 95 лет. Это одно из старейших полиграфических предприятий не только в Зауралье, но и в УрФО. Грядущий юбилей коллектив не радует: дела - хуже некуда. Как рассказал корреспонденту "РГ" директор предприятия Виктор Самылкин, во все времена здесь печатали районные газеты для северо-западной зоны Зауралья, за счет чего в основном и жили. Однако полиграфические технологии в последнее время шагнули далеко вперед и продолжают бурно развиваться: техника, которая еще вчера казалась новинкой, сегодня уже безнадежно устарела. На смену черно-белой пришла цветная печать. Газеты стараются не отставать от конкурентов и требуют полноцвет, но Дому печати предложить им нечего. Машина, на которой здесь печатают периодику, выпущена в 1987 году и морально устарела. В результате три из восьми газет, в том числе две городские, предпочли типографии Кургана и соседних регионов. Никакой гарантии, что и остальные не разбегутся. На новый станок денег нет, а брать кредит при нынешнем финансовом положении - большой риск.

- Честно говоря, рассчитывали на программу технического перевооружения полиграфических предприятий, проект которой мы вместе с комитетом по печати и СМИ Курганской области готовили дважды, - признается Виктор Самылкин. - Однако прошло уже несколько лет, а; судьба этих программ неизвестна.

Не лучше обстоят дела и в Шумихинской межрайонной типографии, которая раньше обслуживала восточную зону Зауралья. По словам бывшего директора Сергея Кайгородова, который трудился на предприятии со дня его основания - с 1987 года, а два месяца назад уволился, раньше здесь также печатали восемь районных газет, сейчас осталась одна. Правда, типография выпускает еще книги, но их издают такими мизерными тиражами, что положение это не спасает.

- Обидно, что наши газеты развивают частный бизнес соседних регионов, - сетует старый полиграфист.

Действительно, ряд "районок" печатается за пределами региона. Редакции тоже можно понять: несмотря на то, что 60 процентов производственных мощностей типографий в области ориентированы именно на выпуск газетной продукции, в Зауралье не печатается ни одной полноцветной газеты. Технические возможности местных предприятий позволяют печатать в цвете только внутренний или внешний разворот изданий. Поэтому газетчики вынуждены пользоваться услугами более "продвинутых" соседей. Правда, их привлекает не только цвет. Например, Шумихинская районная газета "Знамя труда", редакция которой, кстати, размещается в одном здании с типографией, печатается в Челябинске. Как пояснил редактор Валерий Ахметов, ключевую роль сыграла экономика: в южноуральской столице энерготарифы существенно ниже, чем дома, в итоге печать там обходится дешевле, чем в родной Шумихе, даже с учетом транспортных расходов. Конечно, и качество полиграфии выше, опять-таки есть возможность издавать газету в цвете, что очень нравится подписчикам и привлекает рекламодателей.

В региональном комитете по печати и СМИ признают: полиграфическая отрасль находится в кризисном состоянии, износ оборудования составляет 80, а кое-где и все 100 процентов. По данным ведомства, в Зауралье семь действующих типографий областного подчинения (пять ГУПов и два ООО) плюс четыре частные. Две районные типографии - в Варгашах и Щучье - объединены с редакциями газет. Председатель комитета Денис Литовченко считает этот ход удачным: удалось сохранить офисные здания, рабочие цеха и выйти на более высокий уровень рентабельности за счет диверсификации производства. Одно плохо: печатают-то газеты тоже в чужих типографиях. Чиновник подтвердил, что после 2006 года предложения по развитию региональной полиграфии действительно дважды вносились на рассмотрение правительства области, но были отклонены. Тогдашнее руководство региона посчитало нецелесообразным выделять средства на оборудование.

Собственно, с тех пор ничего не изменилось. Несмотря на то что полиграфия является социально значимой отраслью, в официальных документах она традиционно относится к категории "прочие", что можно понимать так: есть проблемы поважнее.

Вот и в этот раз, когда вопрос о приобретении новых печатных машин хотя бы для трех кустовых типографий в Шадринске, Шумихе и Кургане был поднят на заседании комитета по экономической политике областной Думы, депутаты призадумались: это ж, считай, 90 миллионов рублей! На такие деньги можно построить целый детский сад на 120 мест - люди не поймут. А то, что падают тиражи местной прессы, так в этом не столько полиграфия виновата, сколько несвоевременная почтовая доставка да еще Интернет, который планомерно уводит у газет читателей. Кстати, в Курганской области не осталось ни одной ежедневной газеты, редакции массово переходят на выпуск "толстушек". По словам Дениса Литовченко, даже официальная областная газета "Новый мир" тиражом 6800 экземпляров, которая раньше выходила каждый день, потом перешла на трехразовый выпуск, а скоро будет выходить лишь два раза в неделю.

По мнению областных законодателей, руководителям типографий надо самим активнее искать новые заказы, расширять ассортимент и зарабатывать не только на периодике. Например, большим спросом сейчас пользуются этикетки на бутылки для различных напитков, выпускаемых в Зауралье. Но предприниматели вынуждены их тоже заказывать в других городах. По данным комитета по печати, госпредприятия такую продукцию выпускают, но в небольшом количестве. К тому же, как правило, это простые бумажные этикетки, тогда как востребованы самоклеящиеся, для изготовления которых опять-таки требуется специальный станок. Кстати, как рассказал один из специалистов, в Курганской области самоклеящиеся этикетки производить невыгодно: оборудование высокотехнологичное, мощное - одна машина может за неделю закрыть потребности всего региона, а простои его невыгодны. Впрочем, если задаться целью, вполне реально составить конкуренцию соседям.

Словом, как ни крути, у собственников есть только два варианта вывода отрасли из кризиса: либо модернизировать, либо продать типографии и навсегда избавиться от этой головной боли. Второй путь, кстати, тоже обсуждался в думском комитете. Но он чреват тем, что полиграфисты могут вообще отказаться от газет, обзаведутся ризографами и подобными средствами тиражирования, станут на них печатать бланки и другую бумажную мелочь. По большому счету, читателю безразлично, где печатается газета - в Шадринске, Тюмени или Челябинске. Разве только "за державу обидно".

Кстати

Как рассказали корреспонденту "РГ" редактор газеты "Шадринский курьер" Елена Вишневская и сотрудник катайской районной газеты "Знамя" Мария Кукарина, во время предвыборных встреч тогда еще врио губернатора Алексей Кокорин обещал найти средства для обновления материально-технической базы шадринского Дома печати. Коллективы изданий на это надеются, ждут и не уходят пока из местной типографии. Правда, в проекте бюджета на 2015 год на эти цели ни копейки не заложено, однако, возможно, до окончательного принятия документа деньги еще будут выделены.