Малышня радовалась, как в настоящем цирке, зрители постарше восхищались филигранной работой с игрушечными артистами. А после спектакля все ринулись рассматривать "Цирк на нитях" вблизи, пытаясь разгадать его секреты. Как иллюзионист менял старое лицо на молодое? Как выросла роза в горшке? Как покраснел от натуги деревянный штангист?..
К каждому циркачу ведут десятки нитей - со всеми мастер управляется в одиночку. Персонажи сделаны им самим и подчиняются только ему вот уже более 20 лет. Состав маленькой труппы традиционен - когда-то на ярмарках и в Европе, и в дореволюционной России кукольные номера были обычным делом: клоуны, дрессированные обезьянки, атлет, жонглер, фокусник, гимнастка на обруче… И в то же время аналогов многим придумкам Антонова нет.
- Трюковые марионетки - совершенно особый жанр, который у нас, к сожалению, забыт. Есть цирковой спектакль в театре имени Е. Деммени (в Санкт-Петербурге), но там работает много кукловодов и все-таки используется немного текста. А я справляюсь один и без слов совсем, - поясняет Виктор Антонов. - В Европе трюковый жанр можно встретить достаточно часто. Но каждый его немножко переделывает. Вот и я, когда взял традиционные номера, понял, что мне не очень интересно их повторять. Например, у фокусника смена лиц - расхожий прием. А его главное действие (поливать цветок, от чего он вырастает и распускается), так сказать, эксклюзивное. Атлет со штангой у меня краснеет. С акробатами классический вариант - "двойка". Я посидел, подумал: можно и троих вывести, и четверых. И даже пятерых, но тогда просто будет неудобно водить - они сильно вырастут в высоту, да и эффект того не стоит. Сделал "тройку", вроде бы ни у кого такого нет. Танец живота в принципе не редкость, но у меня конструкция куклы совсем иная, придумана с нуля…
Самым первым в труппе появился клоун с говорящей птицей на носу - своего рода визитная карточка Виктора Антонова. Эта марионетка даже украшает вузовский учебник по технологии изготовления кукол. Артисты в "Цирке" не менялись - только добавились со временем обезьянки, штангист и девочка-гимнастка. А однажды чуть было не случилась потеря, вспоминает мастер:
- Как-то на гастролях в России я после спектакля по обыкновению перевернул ширму к залу той стороной, где висели марионетки, и отлучился на несколько минут. Думал, кто-то из организаторов рядом, последит. Возвращаюсь - мальчик лет двенадцати с куклой моей уходит. Эй, говорю, давай-ка ее на место повесим. А он: "Ну я возьму одну, у вас же много!" - и смотрит на меня чистыми глазами так растерянно, мол, какой жадный дядя-то оказался.
И цирк, и марионеток Виктор полюбил в детстве (в те годы театр кукол в его родном Тамбове переживал расцвет), школьником делал короткие номера и не без успеха выступал в самодеятельности. Потом были другие увлечения, армия… Демобилизовался он осенью, когда приемная кампания в вузах уже закончилась. Чтобы не терять год, стал искать работу и узнал, что в том самом областном театре кукол нужен бутафор. Пришел наудачу - не имея никакого специального образования, кроме художественной школы.
- То была любовь с первого взгляда: увидел два ряда кукол на стенах в мастерской и понял, что мне больше ничего и не надо. С тех пор у меня не возникало и желания что-то в жизни поменять, - признается Антонов. - Достаточно быстро, с радостью я это кукольное дело освоил, через четыре года поступил в петербургскую театральную академию. Получил диплом художника-постановщика в 1991-м. А спустя пару лет придумал "Цирк на нитях". Можно сказать, от безвыходности - тот год был для театров самым трудным. В стране все рушилось, работу предлагать перестали, с жильем стало напряженно - никто никому ничего уже не давал. Как-то надо было выживать. И я поехал вот… с куколками. На одно лето, в Кельн (выступать на улице. - "РГ"). Потом еще на одно лето… И в общем-то езжу до сих пор - по фестивалям. Когда я начал ставить как художник в разных театрах, времени на новую самостоятельную работу просто не осталось. Мне одного сольного спектакля хватает, но люди вот просят еще…
Постановки Виктора Антонова идут в Санкт-Петербурге в театре "Кукольный формат" (там он создал и теневой спектакль "Кошка, которая…" по Киплингу), в Вологде ("Кармен"), литовском Каунасе ("По дороге к солнцу"), на Сахалине ("По ту сторону Гоголя"). Сейчас он занят в московском театре имени С. Образцова. В Тамбове один из детских спектаклей Антонова шел 20 лет. Но большинство его работ - "взрослые", а такие, увы, редко становятся долгожителями.