А проследить за добросовестностью ретейлеров доверят потребителям: уже сегодня жители регионов опробовали, как работает интернет-система, которая при считывании штрих-кода с пачки филе рассказывает весь путь рыбы от лодки до прилавка.
Тестировать сетевой ресурс начали еще четыре года назад, а в марте 2014-го Россельхознадзор объявил, что первая партия - 50 граммов трески - успешно оставила свой след в Интернете. Ее выловили в Баренцевом море, затем доставили на береговой завод и после переработки привезли на морозильный склад.
За месяц товар прошел пять субъектов страны и ее ни разу не подвергли лабораторным исследованиям. Всю эту информацию получили розничные сети, ветеринарные службы и логистические компании, а вскоре получат и потребители по всей России.
В экспериментальном режиме уже сегодня ознакомиться с системой электронной ветсертификации ГИС "Меркурий" можно в Саратове, рассказал "РГ" президент Рыбного союза Сергей Гудков. "Ветслужба Саратовской области внедрила такой документооборот, поэтому в Сети фиксируется вся продукция, а на любом рынке в городе можно попросить копию сертификата с буквенной кодировкой, - говорит он. - С помощью мобильного телефона или сканера, который установлен в нескольких торговых центрах, можно получить ссылку на "Меркурий", где сразу высветиться информация о продукте".
Сегодня там отмечается, где выловили рыбу, где ее переработали, а главное - сколько времени прошло, пока филе добралось до конкретного магазина. Правда, пока так фиксируется только та рыбная продукция, которая произведена в этом регионе. Остальная оформляется на бумаге.
"1 марта вступит в силу приказ Минсельхоза, и тогда отдельные цепочки будут полноценно работать в электронной системе. Некоторые федеральные розничные сети активно включились в такой документооборот", - рассказывает Сергей Гудков. По его словам, один из крупных ретейлеров накануне ноябрьских праздников принял у себя экспертную группу Россельхознадзора, которая провела семинар-тренинг по просьбе самого магазина. А это говорит о том, что весной следующего года все россияне смогут самостоятельно следить за качеством рыбы.
"Представим, что треску выловили 28 числа, а 31-го она попала в магазин. Если у нее срок реализации - 10 дней, то будет сразу ясно, что брать можно. А вот если отлов был 23 числа, а на прилавок ее положили только 31-го, то это уже повод подать жалобу, - рассуждает президент Рыбного союза. - Может, филе было замороженное, а на прилавке оказалось охлажденным. Конечно, крупные ретейлеры федерального уровня к таким манипуляциям не прибегают, а вот игроки поменьше - да, бывает".
Потребители сталкиваются и с тем, что в рыбу подливают воды, искусственно продлевая ей жизнь. Цена автоматически становится ниже. "Но покупатель не дурак, он понимает, что его обманывают, и просто уходит. А теперь у него будет возможность пресечь попытки наживы на кошельках и здоровье", - поясняет эксперт.
Однако пока не все регионы готовы перейти на электронную ветсертификацию. Определить, кто из предпринимателей не хочет, а кто просто не может в силу разных обстоятельств, невозможно, но со следующего лета, когда пройдет переходный период, отдельные товарные цепочки обязательно перейдут с бумаги в Сеть, подчеркивает Сергей Гудков.
Так, весной к системе "Меркурий", скорее всего, подключиться Мурманская область: там администрация губернатора старается облегчить жизнь предпринимателям и уже запретила поднимать тарифы на оформление бумажных бланков. А самые высокие тарифы - в Санкт-Петербурге, Московской области и Приморье. В Москве, к примеру, их вообще нет.
Все вырученные за оформление и дорогую бумагу деньги, как правило, идут во внебюджетные фонды ветеринарных служб. И тут встает вопрос: а многим ли вообще субъектам нужно переходить на электронный документооборот, чтобы рассказать потребителю больше о продукции? "Не очень многим. Но когда все увидят эффект и россияне поймут преимущества системы, тогда отказавшимся не останется выбора", - резюмирует глава Рыбного союза.
Возможно, выход на более прозрачную систему работы подтолкнет поставщиков к увеличению продаж, что подразумевает новые условия для развития конкуренции. Одно из наиболее вероятных направлений - инновационные технологические решения.
"Например, сделать упаковку, которая позволила бы хранить охлажденную рыбу не 10, а 30 дней. Это снизит риск порчи товара, и впору будет говорить о падении себестоимости, а значит - и розничных цен", - говорит Сергей Гудков. Подстегнут конкуренцию новации и в сфере транспортировки рыбы, ее переработки, и тогда будет легче справляться с теми условиями, которые от нас не зависят - "неурожайным" отловом и глобальным предложением на рынке.