Владимир Лукин, доктор исторических наук, профессор:
- Относиться к этому крупному историческому событию с эйфорией в глазах или пеной ненависти на губах не надо. Время прошло, 1917 год стал историей, хотя его последствия еще долго будут сказываться. На мой взгляд, лучшая реакция - спокойная, но однозначная оценка того, что случившееся привело к глубочайшему расколу нашей страны, за которым последовала истребительная и ужасная Гражданская война. И нам надо извлечь из этого уроки. Вот в Испании уроки извлечены. Там в общей могиле похоронены жертвы и тамошних красных, и тамошних белых. И надпись над ними очень знаменательная: "Все они любили Испанию".
Что было в нашей истории? Люди мотивировали свое участие в Гражданской войне, которая реально началась в октябре 1917 года тем, что они обладают точным знанием справедливости. Другая сторона обладала точным знанием исторического кода России, который носители справедливости пытаются уничтожить. Я думаю, что и те, и другие были неправы, а правы те, кто делает ставку на то, что может сплотить общество. Выдающийся философ Григорий Померанц сказал, что дьявол рождается из пены на губах ангела, когда в борьбе за справедливое дело появляется пена ненависти на губах. Вот эта белая пена ненависти привела к тому, что справедливости не стало, страны не стало и многих-многих тысяч людей не стало.
Такое не должно повториться, несмотря ни на какие политические разногласия и страсти. Для этого общество должно вести серьезный и вдумчивый диалог с государством. Единство возможно, если разговаривать будут не только кукольные представители общества, а все без исключения.
И без исторической памяти тут не обойтись. Мы должны сохранить память и о тех, кто делал революцию, и о тех, кто пал ее жертвой. Память должна быть тактичной к каждой из сторон, но показывать истинную роль каждого участника тех событий. Например, почему сегодня так охотно охают по поводу разрушения очередного памятника Ленину, но не торопятся с созданием памятника жертвам ленинского, а потом и сталинского режимов. Память не скроет ту трагедию, которая произошла с нашей страной после октябрьского переворота.
Карен Шахназаров, кинорежиссер:
- Понимаем ли мы, что произошло почти сто лет назад? К сожалению, не все. Вокруг Октября у нас до сих пор идет скрытая гражданская война. И ее пора прекратить. Если мы хотим, чтобы страна наша продолжала жить, мы должны принять нашу историю. Отношение к советскому периоду - это, на мой взгляд, краеугольный камень, вокруг которого идут все современные идеологические, политические и исторические споры. Они не прекращаются с начала Гражданской войны. Они вспыхивали и во время Великой Отечественной: многие, кто не принял советскую историю, с оружием в руках перешли на сторону немцев. На что, кстати, и рассчитывал Гитлер. Я думаю, что антисоветизм как скрытая форма гражданской войны аукнулся нам и на Украине, где он фактически равен русофобии. Таким причудливым образом преобразовался этот тлеющий очаг братоубийственной ненависти, который возник в гражданскую.
История процесс непрерывный. Она у нас одна, а не царская, потом советская и российская. В ней было много сложностей и драм, но было не меньше героического.
Когда мы говорим об Октябрьской революции, не нужно забывать, что это было важнейшее событие в мировой истории
XX века. Рухнула колониальная система, развитие человечества пошло иным путем. И это нам нужно признать так же, как французы признали, что кровавая Великая Французская революция изменила весь XIX век. Признали и гордятся этим. Почему мы этого не делаем, не отрицая драматических событий Октября?
Сейчас иногда принято говорить не о драме Октября, а о трагедии. Да, это была трагедия. Но при этом и героика была, и предмет для гордости. Я считаю, между прочим, что не было бы Октября, не было бы и победы над фашизмом. А война с Россией, советской или царской, все равно бы была.
Правдивая история, пусть самая героическая, приоткрывает иногда такие страницы прошлого, которые не способствуют примирению. Как тут быть? Не говорить о чем-то, чтобы не дразнить гусей? Лично я считаю, что история никакой коррекции, даже с самыми благими примиряющими целями, не терпит. Однако хочу заметить, когда сегодня идеализируют дооктябрьское время, встает вопрос: почему революция-то случилась? Не будем же мы опускаться до вульгарных объяснений, что ее завезли в Россию из Германии в опломбированном вагоне. Не будем так оскорблять свой народ.
Такие величайшие события не происходят по желанию кучки революционеров. На историю нужно смотреть во всей полноте картины. У Октября были более глубокие причины. И эти причины, противоречия, преступления вышли и из того, безусловно, великого периода, который называется императорская Россия. Золото и серебро культуры включает в себя и "Записки из Мертвого дома" Достоевского.
Ну почему, если комиссар, это обязательно стукач? Как будто не комиссары поднимали людей в штыковые атаки во время Второй мировой. И не их немцы расстреливали первыми. А если белый офицер, то эталон благородства? Нельзя оглуплять свое прошлое. Жизнь - это не черно-белое кино (которое, кстати, иногда бывает интереснее цветного).
Мне будет жаль, если "Аврору" как символ Октября не вернут на ее историческое место. Самое важное сегодня примирить правду своей истории во всей ее сложности, не забывая о героизме и величии достижений Советского Союза. И памятникам его найти достойное место.
Предположим, пойдет ли современный, избалованный блокбастерами зритель на фильм об Октябрьской революции. Я думаю, да. Мне кажется, что эта тема необыкновенно интересна. Есть очень хороший фильм американца Уоррена Битти "Красные", сделанный с большой симпатией к Октябрю. Что касается лично меня, то я несколько раз обращался к забытой сейчас книге Артема Веселого "Россия, кровью умытая". Там собраны по горячим событиям воспоминания участников гражданской войны. Когда читаешь, начинаешь осознавать, какой хаос и ужас царил в стране. Такую книгу с удовольствием бы экранизировал. Эпоху нужно любить и чувствовать.
Дарина Григорова, доцент Софийского университета им. Св. Климента Охридского:
- Что надо сделать, чтобы "две правды" примирились? Находить и опираться на то в своей истории, что объединяет нацию, а не на то, что вносит разлад.
В этом смысле, я думаю, зря постсоветская Россия совсем открестилась от праздника 7 ноября. Эта дата дала начало рождению новой общности людей, которая после 9 Мая 1945 года окончательно состоялась как советская нация, осознала себя нацией-победителем. И отношение к 7 ноября - это и отношение к 9 Мая. Не забывайте, что Советский Союз имел привлекательный образ для людей на Западе, советская пропаганда тогда была очень активна и грамотна. И во многом благодаря существованию Советского Союза Западная Европа постепенно приняла социальную политику социального государства. Не с целью его имитировать, а чтобы европейское общество не захотело иметь свой Советский Союз. То есть это гуманизировало Европу.
Так что нельзя так однозначно смотреть на Советский Союз как на империю зла, ГУЛАГ или страну тотального дефицита. Нельзя все, что происходило в вашей истории после 7 ноября 1917-го, красить в черный или кровавый цвета, называть коммунистической диктатурой и разом от всего отрекаться. Великая Французская революция уж какой была кровавой, но День взятия Бастилии до сих пор празднуется французами и они им гордятся. Это часть их истории. Спросите у англичан про Кромвеля, который был не менее кровожадным, чем вожди Французской революции...
Нельзя стыдиться или набрасываться по-русски, по-чаадаевски, на свое прошлое.
Вот, к примеру, поляки сделали все возможное, чтобы придать мировую известность трагедии Катыни. И Россия выставила все документы о Катынских событиях на сайте своего государственного архива. Только сильный может признавать так открыто свои ошибки. А что сделали поляки с архивными данными о десятках тысяч русских пленных красноармейцах, замученных в лагерях во время войны в 1919 - 1920 годах?..
Помнить и напоминать, когда это требуется, об этом миру надо. Делать об этом хорошие картины, равные фильму Анджея Вайды про Катынь. А сейчас надо снимать фильмы про Донбасс, про Одессу 2 мая, про обнаруженные в Донбассе массовые захоронения. Это хуже Катыни. Нельзя предаваться всепрощению, надо рассказывать и показывать правду. И талантливо, чтобы мир все запомнил.
Алексей Герман-младший, кинорежиссер:
- К сожалению, нам свойственна крайность оценок. В истории Российской империи начала XX века было много всего намешано. Это время невероятно парадоксальное. С одной стороны, мы помним невероятный взлет искусства, замечательных художников, замечательную поэзию, балет. Помним экономический подъем начала века. А с другой - Петербург был на первом месте в Европе по инфекционным заболеваниям. В Москве рядом с Кремлем существовал Хитровский рынок, который никто не мог убрать. Те, кто говорит, что в Российской империи все было прекрасно, но пришли коммунисты и все стало плохо, не правы. Так же, как неправы те, кто утверждает обратное. Тема Октябрьской революции не закрыта (хотя пора бы ее закрыть - прошло уже почти сто лет). Но по-прежнему есть ощущение недоговоренности. Поэтому сохраняется разброс в оценках.
Мне кажется, что мы обречены на раскол потому, что в последнее время лишены моральных авторитетов. У нас нет, условно, пяти постулатов, которые принимают и правые, и левые, и центральные, и какие угодно. Мы расходимся, если можно так сказать, в алфавите - в духовном, в политическом. Например, в Америке есть много плохого, есть много хорошего. Но ни республиканец, ни демократ никогда не предложат вернуть рабство, не скажут, что свобода прессы - это плохо. Они признали, что война Севера и Юга, победа северян - это хорошо, и пошли дальше.
У нас же как будто времени не хватает на то, чтобы пожить с чем-то, примириться. Когда речь заходит о поиске таких основ, включаются политические силы, которые тянут одеяло на себя, требуя немедленно наказать своих оппонентов за их точку зрения. И каждый раз этот поиск неминуемо заканчивается крайностями, которые приводят к трагическим событиям.
Может ли искусство помочь в этом разобраться? Я думаю, что одного искусства мало. Хотя культура в России фундаментообразующая. Наше общее искусство - это истории про поиски человеческого и попытку его сохранить. Так что художественные истории про сохранение морали, нравственности правильные и необходимые нам. Но в любом случае, не закрыв эту историю уже почти столетней давности, мы не сможем двигаться дальше.