11.11.2014 00:21
    Поделиться

    Эксперт: Охрана товарных знаков не распространяется на рецептуру

    Защита брендов времен СССР не запрещает выпускать товары с тем самым вкусом
    Неожиданный вывод в громком споре вокруг судьбы советских брендов сделал один из авторитетных правовых институтов страны - институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. Согласно его заключению, никто не запрещает сегодня выпускать товары советского качества, так как рецептура законом не охраняется. Любой производитель может наладить выпуск товаров с тем самым вкусом из детства, однако для них придется придумать новое название.

    Сегодня в юридическом мире активно обсуждается судьба советских брендов. В Госдуму был внесен законопроект, предлагающий отдать советские торговые марки в руки тех, кто пользовался ими до 1992 года. Понятно, почему производители буквально бьются в судах за право давать своим товарам советское название: проверенные временем торговые марки обречены на коммерческий успех. Сегодня в обществе растет доверие ко всему советскому. У старшего поколения появляется ностальгия, а у молодого - интерес.

    Тем не менее со времени распада Советского Союза изменились некоторые правила. В СССР не занимались охраной брендов. Скажем, газировку "Буратино" или "Дюшес" мог выпускать любой завод. Однако с тех пор права на многие советские торговые знаки закреплены за конкретными юридическими лицами. При этом нередко право на популярный бренд приходилось отстаивать в судах, так как некоторые производители пытались пользоваться советскими торговыми марками как общим достоянием.

    Недавно в Госдуму поступил законопроект, предлагающий изменить ситуацию. Инициатива вносит соответствующие поправки в Гражданский кодекс, в итоге может быть введено так называемое право преждепользования, то есть, кто использовал советские торговые знаки до 1992 года, тот автоматически получит на них право и сейчас. Естественно, претендентов на любимые народом бренды в таком случае появится немало.

    Охрана торговых марок не распространяется на рецепты товаров. Только назовите по-другому тот вкус

    Однако правительство России дало отрицательный отзыв на законопроект. Теперь веское слово сказал и Институт законодательства и сравнительного правоведения, возглавляемый юристом с мировым именем Талией Хабриевой. Правовые подробности использования советских торговых марок обсуждали на одном из круглых столов во время IX ежегодных цивилистических научных чтениях памяти профессора С.Н. Братуся "Государство и бизнес в системе правовых координат", прошедших в институте законодательства. Это одно из главных научных мероприятий у специалистов по гражданскому праву, направленных на обеспечение правовой устойчивости бизнес-отношений.

    По мнению директора института академика Талии Хабриевой, "выбранная тема научных чтений является особенно актуальной, поскольку именно в этом году государство и бизнес в России столкнулись с новыми вызовами как в правовой, так и экономической сферах. В этих условиях особенно важно по-новому выстраивать взаимодействие государства и бизнеса".

    Эксперты института считают, что введение права "преждепользования" может нарушить стабильность гражданского оборота.

    - К моменту принятия четвертой части Гражданского кодекса РФ в 2006 году уже сложилась обширная судебная практика по спорам, связанным с "советскими" товарными знаками, - говорит заместитель заведующего отделом гражданского законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения, кандидат юридических наук Олег Гутников. - К тому времени большинство таких знаков было зарегистрировано на конкретных правообладателей. Таким образом, в течение последних 22 лет лица, оформившие права на товарные знаки в полном соответствии с действующим российским законодательством, осуществляли распоряжение своим исключительным правом, заключая лицензионные договоры на использование принадлежащих им товарных знаков, а также предпринимали меры по их защите, обеспечивали контроль качества продукции.

    Производители, оставшиеся без права на советское, пытались спорить: но в результате судебных процессов им приходилось либо прекращать выпуск товара под любимым названием, либо заключать лицензионный договор. Сегодня не может быть любого "Мишки на Севере", вольных "Буратино" или общей "Дружбы", у каждой марки свой хозяин. Принятие же предлагаемых поправок в Гражданский кодекс, по словам Олега Гутникова, будет означать возможность пересмотра всех состоявшихся ранее судебных решений по таким делам, а также пересмотра заключенных лицензионных договоров. Что начнется в нашем правовом поле и на наших прилавках, лучше даже не представлять. К тому же принятие подобной инициативы не соответствует и международным обязательствам России в сфере правовой охраны интеллектуальных прав.

    Но эксперты предложили неожиданный выход: обратить внимание не на бренды, а советское качество. Мы ведь любим шоколад вовсе не за упаковку.

    - Следует учитывать, что охрана товарных знаков не распространяется на рецептуру товаров, что позволяет предприятиям, которые по тем или иным причинам не обладают на законных основаниях правом пользования "советскими" товарными знаками, выпускать однотипные товары под другими обозначениями, - говорит Олег Гутников.

    Иными словами, никто не запрещает выпускать лимонад с советским вкусом и качеством. Достаточно только назвать по-другому, а народ полюбит, можно не сомневаться. Вводить же так называемое право преждепользования, то есть давать слишком много свободы торговым маркам, по мнению правительственного института, категорически не следует.

    Сейчас никто не гарантирует, что под советскими марками начнут выпускать товары советского же качества, благодаря которому мы до сих пор с удовольствием вспоминаем лимонад из детства или бабушкины конфеты. Спор идет только вокруг названий. Но почему бы производителям не попробовать создавать новые бренды с советским качеством?

    По словам Олега Гутникова, "на примере проблемы "советских" товарных знаков наиболее отчетливо видна важность роли государства в обеспечении стабильности экономических отношений, гарантированности и защищенности имущественных прав. Введение права свободного использования "советских" товарных знаков всеми, кто ранее пользовался ими, означало бы фактическую отмену зарегистрированных имущественных прав сегодняшних правообладателей, дестабилизацию гражданского оборота в данной сфере общественных отношений".

    Поделиться