В состав правительственной комиссии, которую возглавил вице-премьер Совмина РК Дмитрий Полонский, вошли ведущие эксперты-специалисты министерства транспорта России, ГИБДД России, крупнейших российских проектных институтов. В распоряжение технических экспертов Следственный комитет России предоставил документы, изъятые в результате следственных мероприятий.
Комиссия выяснила, что провал по контуру дорожного полотна имеет размеры 9,52 на 7,89 метра. Грунт провалился в проходящий под дорогой железнодорожный тоннель, внутри которого была смонтирована арка шведского производства, изготовленная на заводе Gavle Vagtrummor AB в городе Евле. Пластины металла толщиной семь миллиметров, которым был обшит тоннель, лопнули и прогнулись вниз, а у крепежных болтов сорвало головки. По словам Полонского, причиной этого стали грубые недостатки при проектировании автодороги и тоннеля.
В выводах комиссии говорится, что проектировщик не определил конкретные требования к устройству армогрунтовой обоймы, снижающие вертикальное давление насыпи. А фактический запас по прочности элементов сооружения был минимальным и составлял всего 1,7 процента. Таким образом, по предварительным оценкам, при расчете тоннеля на стадии проектирования не были учтены в полной мере требования нормативных документов, что и оказало влияние на безопасность и надежность конструкции.
- В проектной и рабочей документации вообще отсутствовал расчет напряженно-деформированного состояния металлической гофрированной арки, расчетная схема, сбор нагрузок и результаты расчета предельных состояний, - отметил Дмитрий Полонский. - Не было спецификации на элементы металлической гофрированной арки, в том числе на металлический профиль, болты, гайки и другие дополнительные элементы, а также отсутствовала раскладка металлических гофрированных листов с этапами сборки, указания по производству работ при сборке и обратной засыпке арки, требования к качеству работ и применяемым материалам. Грубые нарушения технологии производства работ, возможно, привели к неравномерной загрузке арки при устройстве насыпи и возникновению напряжений, не предусмотренных расчетами.
На всех этапах строительства и приема сооружения в эксплуатацию также зафиксированы грубые нарушения. Так, комиссии не удалось обнаружить актов приемки конструкций, ведомостей измерений контролируемых параметров и каких-либо документов, подтверждающих качество примененных материалов и конструкций. Никакого независимого контроля качества выполненных работ не было и в помине.
На участке обвала обнаружены продольные и поперечные трещины на асфальтобетонном покрытии толщиной от одного до трех сантиметров, обработанные битумом. Они, по мнению комиссии, могут свидетельствовать о длительном накоплении деформаций как в теле насыпи, так и в арочной конструкции. Но о сохранности сооружения и оценке его технического состояния никто не задумывался.
Чтобы сделать окончательные выводы о причинах катастрофы и исключить все иные версии трагедии, необходима полная разборка земляного полотна над аркой с проверкой физико-механических свойств материалов. Также после разборки насыпи необходимо детальное обследование арочной конструкции.
Комиссия пришла к выводу, что есть два варианта дальнейших действий для восстановления движения на закрытом участке объездной дороги - с сохранением железнодорожной однопутки или с засыпкой тоннеля. В первом случае работы могут занять около года. А стоимость строительства одного только железнодорожного тоннеля составит до 300 миллионов рублей. Если же железнодорожный тоннель не сохранять, земляные работы с восстановлением системы водоотвода и устройством "дорожной одежды" займут до полугода и обойдутся в сумму до 110 миллионов рублей. Источник финансирования в обеих случаях - бюджет Республики Крым.
Напомним, жуткая трагедия произошла на объездной дороге Симферополя. На четырехполосной трассе водитель ВАЗа в темноте не заметил провал восьмиметровой глубины и ширины, и машина упала в него. Жертвами техногенного ДТП стали шесть человек, члены двух крымско-татарских семей - Салимовых и Эскандеровых. Погибли 37-летняя Асие Салимова и ее 16-летняя дочь Алие, а также Ибраиль и Зарема Эскандеровы и двое их сыновей-близнецов. По факту трагедии главное следственное управление СКР возбудило уголовное дело по части 3 статьи 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности двум и более лицам).