Салат из химикатов
Испытать эффективность госконтроля мы решили после появления информации: специалисты Россельхознадзора обнаружили в теплицах Свердловской области овощи, напичканные химикатами. Да такими сильными, что "по сравнению с ними дуст кажется простым порошком", коротко и доступно пояснили в надзорном ведомстве. Названия токсичных веществ и в самом деле бодрят. Пестицид квинтозен найден в почве теплиц сел Абрамово и Аверино в Сысертском районе, а также села Останино Режевского района. В Артинском районе другая отрава - препарат пиридабен, относящийся ко второму классу опасности.
- Многие пестициды, к примеру квинтозен, сложно выявить. На оборудовании, которое есть на Урале, это сделать невозможно. Новейшие приборы поступят к нам в ближайшее время.Поэтому для получения точного результата мы отправили взятые пробы на исследование в федеральный научный центр под Москвой. Там находится самая современная в РФ лаборатория, аккредитованная по международным стандартам. Наши предположения подтвердились: на Урале используются запрещенные препараты. Поэтому контроль за сельхозпроизводителями, безусловно, надо усиливать, - говорит руководитель референтного центра управления Россельхознадзора Станислав Курлович.
Надзорные органы не смогли выяснить, сколько тонн напичканных химией овощей было продано. Огурцы и помидоры с начинкой могли появиться на прилавках любого магазина или овощного ларька. И не только на Урале. Как утверждают местные жители, фуры за товаром в тепличные хозяйства приезжают из многих областей. Заезжают большегрузы с башкирскими, московскими и даже, как ни удивительно, краснодарскими номерами.
Искать разбежавшиеся, как тараканы, овощи мы не стали. Сами отправились в одно из уличенных в использовании пестицидов хозяйств - у села Останино. Причем поехали в середине осени, когда в воздухе уже пахло первым снегом. Время выбрали специально: хотели проверить, как после громких разоблачений живут овощеводы. Оказалось, живут и процветают. Обычно в уральских огородах поздней осенью зеленеют только кочаны несрубленной капусты. А в неотапливаемых парниках под полиэтиленом вызывающе краснели помидоры. Томаты висели гроздьями, и, казалось, никакой мороз их не возьмет.
Хозяева предложили нам в дар целый ящик ядреных плодов. На ломаном русском объяснили, что сезон уже заканчивается, поэтому товара немного. Но выбор еще есть: желтые томаты, миниатюрные помидорки "черри", продолговатые "дамские пальчики" и огромные "бычьи сердца" - все это "великолепие" сейчас лежит на прилавках ларьков. Но мы отказались. Для изучения прихватили только пяток крупных и твердых, как камень, плодов.
Размазать по стенке
Как выяснилось, мелочились мы напрасно. Специалисты пояснили: для того чтобы провести полноценный анализ, необходимо принести в лабораторию от одного до двух килограммов овощей. Общий вес наших недотягивал до 800 граммов. Однако не это стало главным камнем преткновения. Оказалось, помидоры имели не тот, что надо, юридический статус.
В управлении Роспотребнадзора мы получили категорический отказ в проведении исследований. Даже на платной основе. Объяснение специалиста ведомства нас сильно озадачило:
- Какое отношение вы имеете к этим помидорам? Мы проверяем продукцию, переданную производителями и реализаторами товара или изъятую надзорными органами. То есть ответственными лицами. Если же вы обычный покупатель непонятно где выращенных овощей, ничем помочь не можем.
С тем же уклоном, но более дипломатично, оценили ситуацию в Россельхознадзоре:
- Проверить мы, конечно, можем. Но как дать ответ… При вынесении заключения важно, насколько репрезентативно сделана выборка. Есть регламент, определяющий, как брать овощи на исследование: обязательно в присутствии свидетелей и сотрудников предприятия, с подписанием протокола, чтобы даже на суде не возникло вопросов.
Как говорится в известной комедии, "опись, протокол, сдал, принял, отпечатки пальцев…" Ни того, ни другого, ни третьего: с репрезентативностью у нас явно большие проблемы. Взяли на глазок, как обычно выбираем овощи для салата. Кто же в это время о суде думает? Разве что о своем здоровье.
В итоге мы не стали никому ничего доказывать, а действовали по подсказке из Интернета. Там, кстати, советов хватает. Например, экологи-любители утверждают, что самый надежный способ проверить помидор на химию - шмякнуть его об стенку с расстояния примерно метр. Если разлетится на кусочки, значит продукт качественный, если только помнется - есть нитраты, которые уплотнили шкурку овоща.
Наш томат после броска даже не треснул. Это еще больше заинтриговало: чем же он набит?
Под шкуркой
Мы решили искать альтернативные надзорным органам лаборатории. В Екатеринбурге нашли как минимум три учреждения, имеющие аккредитацию для исследования овощной продукции на нитраты и пестициды. Список выявляемых препаратов внушал доверие: хлор- и фторорганические пестициды, нитраты, соли тяжелых металлов. Всего до тридцати наименований - и напротив каждого цена. Изучив стоимость "продуктовой химии", мы остановились на "минимальном наборе": нитраты, мышьяк и дуст (научное название ДДТ - один из известнейших запрещенных хлорсодержащих пестицидов). Вышло на две с половиной тысячи рублей.
Через неделю нам выдали протокол испытаний, где было сказано, что никакого превышения допустимых норм нет. И томаты "соответствуют требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции". В общем, кушайте на здоровье!
- А вы боялись, - улыбнулись на прощание специалисты лаборатории. Если честно, не боялись. О том, что во взятых нами из теплицы плодах вряд ли есть что-то запрещенное, нас предупредили еще в Реже.
- Осенью в теплицы химию уже не бросают. Если ничего не нашли - не факт, что ничего нет. Надо просто знать, что искать, - пояснил старший инспектор земельного надзора Россельхознадзора в Режевском районе Владислав Имаев.
По утверждению специалистов, сегодня в мире существует 5 тысяч видов пестицидов и 700 - химических ингредиентов. В России большинство лабораторий надзорных органов способно выявить 30 видов пестицидов, знакомых еще с советских времен. Возить каждый подозрительный овощ для исследования в Москву, естественно, никто не будет - слишком накладно для бюджета. А обычному потребителю докопаться до истины тем более невозможно. Вот и получается: сколько помидорами в стенку ни лупи, что таится под шкуркой, не узнаешь. Действующая система контроля за безопасностью продуктов здесь бессильна.
Справка "РГ"
Квинтозен - один из наиболее часто используемых иностранными аграриями пестицидов. Отрава убивает в земле всех вредителей и позволяет добиваться рекордных урожаев томатов и огурцов. Этот химикат включен в список 30 самых опасных пестицидов. При попадании в организм человека вещество разрушает почки, печень, может быть причиной врожденных дефектов.
Народные методы исследования томатов на химикаты:
- надавить пальцем на кожицу. Если она не лопается, а остается только вмятина, помидор вырос на "нитратной" плантации;
- если на овоще много светлых или темных пятен и гнить он начинает пятнами, значит, растение подвергалось химической обработке;
- разрезать плод пополам и посмотреть на цвет. Если томат пронизывают светлые прожилки, значит его рост и созревание стимулировали нитратами;
- продажа помидоров на ветке - только рекламный ход. Напичканные химикатами томаты не оторвутся от ветки, даже когда начнут гнить изнутри;
- если томат твердый, а после разрезания выделяет много воды, следовательно в нем остались азотные удобрения.