Не тот рост, не тот пол
Чуть больше года назад Елену Аильчиеву уволили из милиции и лишили звания подполковника. Причиной стали полтора сантиметра. По существующему в МВД положению, на службу в ОВД дел принимаются женщины не ниже 165 сантиметров. В Елене было 163,5, что, правда, не мешало ей до увольнения отработать в милиции около десяти лет. Аильчиева, впрочем, не опустила руки и обратилась в суд.
Фемида встала на ее сторону. Верховный суд республики постановил вернуть Елене звание и восстановить в должности. Однако эта история, пожалуй, уникальна. Чаще всего подобные случаи не заканчиваются хеппи эндом.
- При равных шансах разнополых со-искателей на вакантную должность предпочтение отдается мужчине по той простой причине, что это ОН, - утверждает президент Киргизской ассоциации женщин-милиционеров Айдаркул Каана. - К сожалению, не каждая из нас будет так отстаивать свои права, как Елена. Я уже молчу про тех сотрудниц, кто уходит в декретный отпуск или воспитывает маленьких детей.
Дамы в погонах
О погонах для прекрасных дам говорили и на международной конференции "Женщины в правоохранительных органах", которая на днях состоялась в Бишкеке. Инициаторами ее проведения выступили МВД КР и представительство ОБСЕ. Вот только сам министр внутренних дел КР Мелис Турганбаев, хоть и обещал приехать на мероприятие, но не прибыл. Зато его первый заместитель генерал-майор милиции Жусубалиев своим докладом буквально озадачил всех. Он убеждал присутствующих, что "МВД по-прежнему активно содействует расширению прав и возможностей женской половины во всех сферах деятельности органов внутренних дел".
- Увеличение набора женщин в правоохранительные структуры - неотъемлемая часть реформы милиции, - уверенно докладывал Жусубалиев. - Приоритетами в соответствии с Национальной стратегией устойчивого развития страны на 2013-2014 годы являются формирование многонационального кадрового состава органов внутренних дел и учет гендерной политики. Программные документы по защите прав женщин должны быть основаны, прежде всего, на международном опыте с учетом национальных, региональных особенностей государства.
Немного о цифрах
Впрочем, статистика утверждает обратное. По данным самого же МВД, на сегодня в милиции Киргизии работает всего 765 женщин, что составляет менее 10 процентов всего личного состава. Подавляющее большинство занимает не самые высокие должности: в кадровых, информационно-аналитических, научно-исследовательских службах, а также учебных заведениях.
- Вину за отсутствие развития органов внутренних дел можно возложить и на мужчин, стоящих во главе правоохранительной сферы, - говорит экс-президент КР Роза Отунбаева, присутствовавшая на мероприятии. - К примеру, на приглашенных, но так и не посетивших конференцию министра внутренних дел Мелиса Турганбаева и вице-премьер-министра по безопасности, правопорядку и вопросам границ Абдрахмана Маматалиева. Могли бы послушать, какие выдвигают предложения коллеги, зарядиться этим духом и вместе с боевыми, умными, профессиональными женщинами начинать реформу в милиции.
- Лично я не вижу ничего плохого в том, что женщин в правоохранительных структурах Киргизии будет больше, чем сейчас, - соглашается с Отунбаевой генеральный прокурор КР Аида Салянова. - Свои обязанности они исполняют не хуже мужчин, а иногда и лучше. И это несмотря на то, что, кроме основной работы, на них еще лежит забота о муже, детях. Кстати, мой первый заместитель тоже женщина - Людмила Юрьевна Усманова, а я - не первая гражданка КР, которой доверили возглавлять Генпрокуратуру. До меня надзорным ведомством руководила Чолпон Баекова. Ее заместителем была Галина Пугачева. И работа прокуратуры была на хорошем счету.
Кстати, Генпрокуратура - единственная в Киргизии правоохранительная структура, которую возглавляет женщина. В МВД, Госкомитете нацбезопасности, Госслужбе по борьбе с экономическим преступлениями и Госслужбе по контролю наркотиков (ГСКН) командуют мужчины. Не доверяют гражданкам "пост N1" и в фискальных ведомствах. Но, тем не менее, несмотря на это, Киргизия остается первой и пока единственной республикой в Центральной Азии, которой пусть хоть и недолго, но руководила женщина.
А как у них?
В Афганской народной полиции трудится 2500 сотрудниц, 11 из которых - на руководящих должностях. Они работают как на самых опасных участках - в подразделениях по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, так и на деликатных, занимаясь рассмотрением случаев семейного насилия.
В ЮАР в четырех из девяти провинций органами полиции руководят женщины, имеющие звание "генерал".
Кстати, первая женщина-полисмен появилась в 1910 году. Ею стала Элис Стебинес Уеллс, она же была первым разработчиком формы для сотрудниц силовых структур.
Впервые в республике на должность главы дорожно-патрульной службы Главного управления внутренних дел города Бишкек назначена женщина - Зумрад Джаныбаева.