При разработке этих документов мы, с одной стороны, ставили задачу социально защитить иностранных работников, а с другой стороны - изменить ситуацию, когда мигранты обходятся работодателям дешевле россиян и их используют для понижения цены на труд в нашей стране.
Напомню, что в июне был принят закон, устанавливающий обязанность работодателей платить взносы в Пенсионный фонд за трудового мигранта с первого дня его работы. Экономическая выгода от того, чтобы брать иностранных работников вместо российских, была во многом устранена. Сейчас назрели дополнительные меры.
Во-первых, мы должны ввести обязательные взносы за трудовых мигрантов в Фонд социального страхования. Прежде всего будет ликвидирован дискриминирующий фактор. Кроме этого, мигранты смогут рассчитывать на оплату больничного листа. Вместе с тем в проекте закона отдельно оговорено, что данное страхование не дает права на оплачиваемый отпуск по беременности и родам, так как возможны злоупотребления: люди будут специально приезжать за месяц или два до рождения ребенка в Россию и устраиваться здесь, чтобы потом получить соответствующие пособия.
Во-вторых, обязательным условием приема на работу иностранного гражданина будет являться предъявление полиса добровольного медицинского страхования. Или же работодатель сам должен заключать с медицинской организацией договор о предоставлении такому работнику услуг. Но если в первом чтении не было оговорено, что дает такое добровольное страхование и оно могло оказаться "малобюджетной формальностью", то теперь прописан минимальный объем предоставляемых медицинских услуг: это оказание первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в неотложной форме. Реквизиты полиса ДМС или договора, заключенного работодателем, будут включаться в текст трудового договора. В случае окончания срока действия указанных документов работодатель обязан отстранить мигранта от работы.
Одновременно с этим на рассмотрении в Госдуме находится проект закона о повышении мобильности трудовых ресурсов. У нас есть территории с высокой напряженностью на рынке труда, но есть и регионы, испытывающие острую потребность в рабочей силе, только отчасти восполняемую за счет привлечения иностранных работников. В настоящее время внутренняя трудовая миграция преимущественно направлена в три субъекта Федерации - Москву, Санкт-Петербург, а также в Московскую область. Но актуальным является привлечение трудовых ресурсов и в другие регионы, являющиеся стратегически важными для России, например, приграничные территории, Дальний Восток и Сибирь.
Рассматриваемый нами законопроект поощряет работодателей, привлекающих в эти регионы работников и членов их семей из других субъектов. Таким работодателям будет выплачиваться субсидия как из федерального, так и из регионального бюджетов. С федерального уровня на эти цели в 2015 году планируется выделить 2,25 млрд рублей, в 2016 году - 10,5 млрд рублей, в 2017 году - 16,5 млрд рублей, в 2018 году - 22,5 млрд рублей. Предполагается, что совокупный размер финансовой поддержки составит 225 тыс. рублей на одного работника (150 тыс. рублей за счет федерального бюджета и 75 тыс. рублей за счет средств бюджета субъекта). Это поможет решению проблем депрессивных территорий и моногородов, где сокращается производство, и даст возможность по-хорошему проявить протекционизм по отношению к российским трудящимся.