Новости

Пешеходы станут заметными, а водители - учеными
Сегодня "Российская газета" публикует два постановления правительства, которые касаются всех, кто так или иначе выходит или выезжает на дороги.

Первое касается поправок в Правила дорожного движения. Согласно ему, пешеходы в темное время суток, двигаясь по обочинам или краю проезжей части, обязаны носить на своей одежде световозвращающие элементы. То есть ночных путников должно быть видно в темноте. До сих пор - уже в течение нескольких лет - это была рекомендательная норма. Стоит отметить, что обязательное ношение светоотражающих элементов предписано только в том случае, если пешеход идет по обочине вне населенного пункта. В населенных пунктах норма остается рекомендательной.

Именно эта часть поправок вступит в силу с 1 июля следующего года. Кроме того, раз уж в Правилах дорожного движения появится обязанность носить фликеры, то возникнет и ответственность за нарушение этих правил - 500 рублей, согласно Кодексу об административных правонарушениях.

То есть тех пешеходов, которые ночью будут застигнуты на обочине дороги без этих световозвращающих элементов, любой гаишник сможет оштрафовать за нарушение правил.

Именно поэтому срок вступления документа был перенесен более чем на полгода. За это время пешеходам необходимо объяснить новую политику в области безопасности дорожного движения. Не все они водители, и не все внимательно изучают новации, которые появляются в Правилах дорожного движения с завидной регулярностью.

2,1 миллиона водителей ежегодно лишаются права управления за различные нарушения. Минимальный срок лишения - 1 месяц, максимальный - 3 года. Всем им придется подтвердить знания правил в ГИБДД

К тому же довольно остро стоит вопрос обеспеченности населения этими светоотражающими элементами. Их в рамках различных социальных кампаний раздают в школах и детских садах. А где в деревне Тюрвищи, что в Рязанской области, найти этот световозвращающий элемент? Между тем именно в районе таких деревень развито курсирование пешеходов от одной деревни в другую в ночное время. И это обусловлено разными причинами. Работа на ферме начинается столь ранним утром, когда солнце еще не взошло. А некоторым работникам приходится трудиться до поздней ночи. Не у всех колхозников есть личный транспорт. И не все сельскохозяйственные предприятия готовы обеспечить доставку своих работников от дома до места службы и обратно.

Как рассказал "Российской газете" глава "Союза пешеходов" Владимир Соколов в России сейчас даже нет национальных стандартов на эти приспособления. В Европе они есть. Согласно им "фликер" должен быть виден на расстоянии 300 метров в дальнем свете фар и на расстоянии не менее 100 метров в ближнем свете. Эти требования были прописаны не просто так. Тормозной путь автомобиля на скорости 110 км/час превышает 100 метров. Да, у нас на дорогах вне населенных пунктов скорость ограничена 90 км/час. Но наказание возможно только при превышении скорости более чем на 20 км/час. Поэтому большинство водителей едет на скорости 110-120 км/час. Это и быстрее, и не наказуемо.

К сожалению, отвечающих европейским стандартам "фликеров" на нашем рынке раз, два и обчелся. Своих производителей нет. Даже катафоты для велосипедов мы предпочитаем закупать в соседних странах, потому что это дешевле, чем производить свои. А раз нет стандартов, значит, на рынок хлынут все возможные "бутафорские" варианты. Они создадут видимость присутствия на рынке нужных устройств, но при этом пешеход по-прежнему останется не защищенным, потому что видимость этих элементов едва превышает 30 метров.

Если необходимость ношения "фликеров" в детских садах и школах худо-бедно объясняется, то пенсионерам, живущим далеко от районных центров, ее еще надо донести. По мнению Соколова, бесплатную раздачу "фликеров" надо организовывать не только для детей, но и для пенсионеров. И это уже задача государства, раз вводится такая норма, которая затрагивает граждан, не имеющих возможности зарабатывать деньги.

Второе новшество этого документа в том, что теперь для водителей будет прописан более четкий порядок действий при приближении к нерегулируемому пешеходному переходу. Согласно новым требованиям обгон на них будет запрещен категорически. Раньше он запрещался, если на переходе были пешеходы. Стоит напомнить, что обгоном называется маневр, при котором автомобиль объезжает попутный с выездом на полосу встречного движения. Все остальное называется опережением.

Приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу, водитель обязан уступить дорогу всем пешеходам, переходящим или вступившим для этого на проезжую часть. В случае, если перед таким переходом попутный автомобиль снизил скорость или остановился, то другие водители также обязаны снизить скорость и остановиться.

Это нововведение было предусмотрено потому, что зачастую такие нерегулируемые переходы у нас пересекают не только однополосные дороги, но и те, на которых две, три и более полосы. Понятно, что пешеходы не могут видеть, что происходит за той машиной, перед которой они переходят дорогу. Но также понятно, что и водители, следовавшие за автомобилем, который неожиданно сбросил скорость, не могут знать, что у него впереди. Чтобы исключить всякую двоякость толкований Правил на этот счет, и было принято решение прописать четкие требования.

И еще одно нововведение: велосипедистам и водителям мопедов запрещено пересекать дорогу по пешеходным переходам. Эти требования также вступят в силу с 1 июля следующего года.

Также сегодня "Российская газета" публикует постановление правительства о возврате прав в случае их лишения.

Требования, которые утвердил этот документ, достаточно просты. Если водитель нарушил Правила дорожного движения, в результате чего был лишен права управления транспортным средством, ему необходимо сдать в ГИБДД экзамен на знание Правил. Для этого он должен подать заявку в экзаменационное подразделение ГИБДД. При этом принять экзамен у него смогут не раньше, чем после истечения половины срока наказания. Иногда у нас лишают прав и на месяц. В этом случае он должен обратиться в ГИБДД за полмесяца до истечения срока лишения. В ГИБДД предполагают, что на проверку знаний Правил для лишенных прав очередей не будет и проверка будет происходить в день обращения.

Если он не сдаст экзамен, то у него будет возможность его пересдать, но не раньше, чем через неделю. Денег за прием такого экзамена брать никто не будет. Госпошлина предусмотрена только для тех, кто сдает экзамен на открытие новой категории.

Получить свое удостоверение водитель сможет в подразделении, где оно хранится. То есть в том, которое выявило нарушение. Но также у него есть возможность получить его в любом другом удобном для него подразделении. Для этого необходимо за 30 дней до истечения срока направить в подразделение, в котором его удостоверение хранится заявление, с просьбой вернуть ему его права в подразделении, которое ему более удобно. Для этого достаточно заявление направить по почте.

В случае если водителя лишили прав за пьянку или отказ от медосвидетельствования, а также в тех ситуациях, когда у него аннулировали права по медицинским противопоказаниям, ему необходимо для возврата прав предоставить "свежую" медсправку, где эти противопоказания исключены. Причем ее необходимо подать за 30 дней до предполагаемого возврата прав.

Документ также прописывает требования к восстановлению прав в случае окончания их срока действия. В этой ситуации документ восстанавливается без дополнительных проверок знаний водителя. Медсправка подойдет и старая, если ее срок действия не истек.

Этот документ вступит в силу 29 ноября. Тем, кому не повезло с истечением срока, придется получать права после сдачи экзамена.

Комментарии

Промышленный выпуск в России одежды со светоотражающими нашивками давно налажен для нужд гражданского и военного назначения. По словам Надежды Самойленко, вице-президента Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности (Союзлегпром), теоретически более тысячи швейных предприятий в России готовы шить любые изделия. Но не на склад, а под конкретный заказ. "У нас большие производственные мощности, хотя отечественных тканей, пряжи, трикотажного полотна со специальным покрытием для производства "светящейся" одежды недостаточно", - говорит она. Безусловно, если у государства возникнет спрос и в развитие правил дорожного движения появятся новые задачи для легкой промышленности, то текстильным и швейным предприятиям это только даст толчок. Непонятно пока одно, говорит Надежда Самойленко, если считать производство одежды и элементов для рядовых пешеходов госзаказом, то кто тогда будет заказчиком? Если обязать приобретать эти товары самих пешеходов и эту продукцию начнет заказывать торговля в расчете на спрос и сбыт, то одного нынешнего постановления правительства недостаточно. Нужны дополнительные нормативные акты для производства такой одежды. Европейские и американские производители светоотражателей ориентированы на требования к экологичности и светоотражающим свойствам фликеров. Это закреплено законодательно.

Подготовила Татьяна Зыкова

Последние новости