Путин утвердил создание института налогового мониторинга

Президент РФ подписал закон о создании института налогового мониторинга. Как сообщает ФНС, компании, с которыми налоговая служба заключит соглашения о расширенном информационном взаимодействии (налоговом мониторинге), будут предоставлять доступ к данным бухгалтерского и налогового учета налоговикам в режиме реального времени. Это позволит предупреждать организацию о налоговых рисках, а также представлять информацию о правильности исчисления налогов, если у компании возникнут соответствующие вопросы. Кроме того, при налоговом мониторинге отпадает необходимость в выездных и камеральных проверках.

В развитых странах заключение соглашений о налоговом мониторинге уже получило широкое распространение. "Сейчас налоговый мониторинг является распространенной практикой для европейских стран и США. Он зародился в начале 2000-х гг. в Нидерландах и быстро распространился в ведущих западных правопорядках. В России добровольный эксперимент по расширенному взаимодействию налогоплательщиков и налоговых органов стартовал около двух лет назад", - рассказал Егор Батанов, партнер юридической компании "Некторов, Савельев и партнеры".

Заключение соглашений о налоговом мониторинге выгодно и налоговикам, и бизнесу. "Налоговые органы благодаря горизонтальному мониторингу получают широкий доступ к текущей финансовой информации налогоплательщика. Благодаря этому они могут фактически в режиме онлайн контролировать операции, совершаемые компанией, и выявлять допущенные нарушения законодательства. При этом снижаются издержки государства на проведение контрольных мероприятий - как правило, в этом случае нет необходимости проводить налоговые проверки. Выгоден мониторинг и налогоплательщикам, которые, столкнувшись с неопределенностью в законодательстве, имеют возможность оперативно получить предварительное заключение о налоговых последствиях своих действий от налогового органа, причем такое заключение будет обязательным для налогового органа впоследствии", - сообщил Егор Батанов.

Фактически налоговые органы превращаются в некое подобие "внутреннего аудитора". По мнению юриста, здесь есть и некоторая опасность для государства, поскольку, как правило, участие в горизонтальном мониторинге требует от налоговых органов отвлечения значительных ресурсов от основной деятельности: горизонтальный мониторинг не должен превращаться в бесплатную юридическую консультацию для бизнеса.

Пока институт горизонтального мониторинга сможет применять только крупный бизнес. В законе установлены очень высокие требования к налогоплательщикам для вхождения в программу мониторинга. Необходимо, чтобы сумма уплаченных за год налогов составляла не менее 300 млн руб., годовая выручка - не менее 3 млрд руб., стоимость активов на конец года - не менее 3 млрд руб. В России лишь несколько сотен компаний отвечают этим требованиям. Причем в основном это крупнейшие интегрированные промышленные и финансовые компании, поэтому, по мнению эксперта, вряд ли горизонтальный мониторинг станет массовым явлением.

В сравнении с первой редакцией законопроект серьезно поменялся. "Исключены положения, запрещающие применение этого института консолидированными группами налогоплательщиков, изменены критерии, дающие организациям право на проведение в отношении них налогового мониторинга. Снижен необходимый порог доходов с 5 до 3 млрд руб., уплаченных федеральных налогов с 500 до 300 млн руб., стоимость активов с 10 до 3 млрд руб.", - отмечает Наталья Чикунова, юрист адвокатского бюро DS Law. Несмотря на это, законопроект по-прежнему касается только представителей крупного бизнеса.

Также изменены сроки и порядок налогового мониторинга. Теперь компании необходимо подать заявление о проведении налогового мониторинга, на основании которого налоговый орган примет соответствующее решение. "При этом соглашение о расширенном информационном взаимодействии заменено на регламент информационного взаимодействия, которым будет установлен порядок предоставления налоговому органу необходимой информации и документов, доступа к информационным системам организации. Законопроект также дополнен положениями, запрещающими проводить не только выездные, но и камеральные налоговые проверки в период проведения налогового мониторинга. Исключение составляют, например, предоставление декларации на возмещение налога и досрочное прекращение мониторинга", - сказала Чикунова.

Однако некоторые эксперты сомневаются, что горизонтальный мониторинг будет интересен бизнесу. "Инициатива безусловно интересная, однако практическое воплощение в жизнь предложенного механизма налогового контроля должно согласовываться с потребностями бизнеса. Не думаю, что для крупного бизнеса будет являться безусловным благом находиться в режиме постоянной налоговой проверки. Все-таки любая проверка - это в определенной степени стресс для бизнеса, и одно дело - переживать его раз в три года, и совсем другое - находиться в нем постоянно. Важно понимать преимущества, которые получит бизнес в результате применения этой процедуры. Если речь идет только об информационном взаимодействии в плане оперативного получения налогоплательщиком комментариев правильности применения налогового законодательства, то это слабое преимущество. Любые комментарии налогоплательщик может получить и без такого взаимодействия, а кроме того, в силу публичной обязанности по уплате налогов даже официальные комментарии не всегда, к сожалению, спасают от налоговых претензий", - считает Дмитрий Шевченко, руководитель юридического департамента Ланта-Банка.