25.11.2014 09:39
    Поделиться

    Эксперты предсказали сокращение рынка грузоперевозок в ЮФО

    Снижение деловой активности на юге России во втором полугодии уже отразилось на грузовых перевозках. По оценкам участников рынка, с начала года объем заказов на их услуги упал на 30 - 40 процентов, еще столько же они могут потерять в 2015 году.

    - Наши заказчики начали экономить на грузоперевозках, конкуренция на рынке ужесточается, - говорит директор крупной транспортно-экспедиторской компании из Ростова-на-Дону Виталий Подмогильный. - Все взаимосвязано. В последние несколько месяцев подскочил курс доллара. Те бизнесмены, которые работали с импортными товарами, потеряли часть доходов и стараются их где-то компенсировать. Конечно, в первую очередь за счет перевозок.

    В структуре спроса заказы от частных лиц остаются примерно на одном и том же уровне, а вот коммерческие сократились, говорят предприниматели.

    - Количество людей, которые занимаются переездами и ремонтами, всегда примерно одинаковое, - поясняет предприниматель Олег Махотенко. - Чуть менее активным стал крупный бизнес. А больше всего сократилось число заказов от малого и среднего бизнеса. Это связано не столько с реальным положением дел, сколько с возможными негативными ожиданиями: продолжает расти доллар, свое влияние оказывает конфликт на Украине.

    Именно ожидания и отравляют рынок, соглашается Подмогильный. Например, большую волну недовольства спровоцировали возможные поправки в Налоговый кодекс, по которым могут быть введены сборы за осуществление определенных видов предпринимательской деятельности. В списке этих видов бизнеса фигурировали и грузоперевозки. В первой редакции поправок сбор предлагалось сделать зависящим от грузоподъемности транспорта: начиная от 60 тысяч рублей для машин грузоподъемностью менее 3,5 тонны. Хотя чуть позже инициаторы поправок ограничились одним только торговым сбором в нескольких российских мегаполисах.

    А вот рост цены на топливо уже абсолютно объективный фактор. Сегодня он еще закладывается в себестоимость услуги, без переоценки. Но в 2015 году ожидается рост налога на добычу полезных ископаемых и повышение акцизов. Кроме того, вводится стандарт "евро-4", а еще с 2015 года регионы смогут вводить у себя налог с продаж на отдельные товары, в том числе на бензин и дизель.

    - Пока тарифы выросли не столь существенно, а что будет в следующем году, кто знает, - говорит Виталий Подмогильный. - Конечно, если топливо будет расти в цене, то дороже станут и услуги перевозчиков. Хотя этот рынок высоконкурентный, и рост стоимости услуги вряд ли будет пропорционален росту стоимости топлива. Компаниям придется сокращать свои издержки: более рационально строить маршруты доставки и работу центров, переходить на газомоторное топливо, обновлять технику.

    В случае развития негативного сценария экономики в 2015 году рынок грузовых автоперевозок ожидают структурные изменения, уверены его участники. Некоторые компании и частники попросту уйдут с рынка. На плаву останутся предприятия, обеспечивающие качественный сервис по приемлемым ценам. - В конце концов, перевозки - это услуги. Рынок себе в убыток работать не будет, - говорит Подмогильный.

    - Вопрос в том, как это отразится на экономике в целом. Перевозки - это кровеносная система реальной экономики. Если она будет перегрета, то плохо станет всему организму. Хотя, по моему мнению, сброс неэффективных и недобросовестных перевозчиков, который произойдет в этом случае, всем пойдет только на пользу.