- Сегодня общий настрой - воспользоваться непростой геополитической и экономической ситуацией для более активного импортозамещения. Перебить стагнацию можно только с помощью создания благоприятного делового климата. И многое можно сделать за счет изменений регуляторики.
Законодательные и нормативные акты определяют многие аспекты обращения лекарств и медизделий, начиная с процедур вывода на рынок, заканчивая пострегистрационным мониторингом качества, безопасности и эффективности их применения. Избыточные административные барьеры, коррупция и недостаточный профессионализм на всех этапах обращения этой чувствительной и социально значимой продукции могут стать серьезными препятствиями для доступа населения к ней.
- Каждый год количество лекарств и медизделий, необходимых здравоохранению, нарастает, но для инвесторов необходимы гарантии сбыта, - напомнил директор ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения минздрава, член президиума РАН Владимир Стародубов. - Однако появились риски, что этот тренд может исчезнуть. Указы президента по увеличению заработной платы врачей и среднего медперсонала могут увеличить долю зарплаты до 90% бюджета здравоохранения в последующие годы. На все остальное останется не более 10%. Но лечить одним лишь добрым словом врач не может, современные медицинские технологии основаны на эффективных лекарствах и медизделиях. Эти риски надо суметь избежать.
Правительство ведет большую работу по развитию фармацевтической и медицинской промышленности, выработке госполитики в сфере здравоохранения, создавая новые законы и нормативные акты, различные инструменты поддержки. О них рассказал замглавы минпромторга Сергей Цыб.
- Удалось выполнить первый этап развития фармпромышленности, предусмотренный программой "Фарма-2020", в части технологического развития и перевооружения производств. Объем инвестиций уже превысил 60 млрд руб. А объявленные суммы инвестиций значительно выше. Это уже позволило на значительную долю выполнить задачи по импортозамещению - сегодня в России производится более 60% лекарств, входящих в Перечень жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП). В отрасли реализуется более 130 государственных проектов, активно инвестирует в нее и частный бизнес. В ближайшие 3-5 лет основным резервом процесса импортозамещения и доступа новых лекарств на рынок будет совершенствование регуляторной системы.
Если законодательные и нормативные акты создадут комфортные условия для вывода на рынок новых лекарств и медизделий, это не только поможет отечественным производителям быстрее выводить на рынок свою продукцию и конкурировать с зарубежными производителями, но и создаст условия для существенной экономии бюджетных средств при закупках лекарств и медтехники.
Программа "Фарма-2020" создала возможности для локализации производств ведущими фармкомпаниями мира, а для наших отечественных предприятий - условия для получения новых компетенций. И сегодня им под силу производить новые препараты любой степени сложности.
Отдельный блок госпрограммы формируется для восстановления производства отечественных фармсубстанций, заявил Сергей Цыб. В прежние времена наша страна не только обеспечивала ими потребности своих предприятий, производящих готовые лекарственные формы, но и экспортировала во многие страны, включая развитые. Затем этот сегмент отрасли был практически полностью утрачен. Теперь необходимость его воссоздания очевидна - это не только экономически целесообразно, но и необходимо с точки зрения лекарственной безопасности страны.
В интересах производителей будут работать и два закона, которые находятся на рассмотрении в Госдуме - "О промышленной политике" и "О стандартизации". Первый из них позволит заключать с предприятиями долгосрочные контракты на поставку лекарств и медизделий. Будет также создан фонд поддержки промышленности, который позволит компенсировать процентные ставки по кредитам. Все эти меры должны способствовать достижению к 2018 году ключевой цели, поставленной программой "Фарма-2020", - обеспечить производство 90% лекарственных средств, входящих в Перечень ЖНВЛП на территории России.
Однако рост курсов валют сегодня выгоден лишь экспортно ориентированным компаниям, а заниматься производством лекарств из Перечня ЖНВЛП, цена на которые зафиксирована, становится убыточным, сказал Сергей Цыб. Поэтому нужно уделить особое внимание системе ценообразования и, может быть, препараты в ценовом сегменте 100-150 руб. рассматривать отдельно, точечно. Сейчас, когда идет процесс формирования нового перечня, нужно подойти к этому моменту особенно внимательно.
- Оптимизации использования ресурсов в здравоохранении будут способствовать такие меры, как уход от валовых показателей - количества посещений в поликлиниках и койко-дней в стационарах - и переход к оплате случаев госпитализации и законченных случаев в поликлинике, - рассказал помощник министра здравоохранения Виталий Флек. - 53 региона уже перешли на новую систему. Сразу стало очевидно, что наиболее сложные участки в системе здравоохранения - токсикология, реанимация, ожоговые отделения - недофинансированы. Для выравнивания применяются поправочные коэффициенты. Что же касается лекарственного обеспечения, то 78% средств на эти цели расходует само население и лишь 22% - государство.
Исполнительный директор Ассоциации зарубежных фармацевтических производителей (AIPM) Владимир Шипков напомнил, что за последние несколько лет иностранные фармкомпании инвестировали в России более 2 млрд евро, создавая новые производства, передавая российским коллегам современные технологии, участвуя в подготовке и переподготовке кадров.
- Роль регуляторики в развитии фармрынка первостепенна, - согласился Владимир Шипков. - Но в последнее время она все больше разрабатывается без участия профессионалов. Мы возлагали большие надежды на Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств", но вместе с ним получили большие риски. Сейчас складывается такое впечатление, что новая его версия, которая проходит слушания в Думе, будет еще хуже, так как профессиональное сообщество не вовлечено в процесс доработки законопроекта. С точки зрения инвесторов, имеется перекос в сторону не совсем продуманного протекционизма, а не рационализма. Успех российской фарминдустрии будет заключаться в партнерстве с мировыми лидерами фармы. Мы поверили государству, и те 2 млрд евро, которые зарубежные производители вложили здесь, - это реальные инвестиции, это рабочие места, производственные линии, налоги. Но если раньше мы получали противоречивые сигналы, то сегодня все больше негативные. Создание неравноправных условий и дополнительных барьеров - это реальные риски парализовать рынок.
- Поддерживаю тезис о том, что поправки к закону разработчик законопроекта не согласовывает, а когда согласовывает, то потом изменяет, и мы удивляемся, что же произошло, - поддержал коллегу исполнительный вице-президент РСПП, председатель клуба инвесторов фармацевтической и медицинской промышленности Виктор Черепов. - Мы настаиваем на участии в обсуждении поправок вплоть до третьего чтения в Думе.
Отметив острую необходимость решения проблем финансирования отрасли, в том числе за счет привлечения бизнеса, Виктор Черепов отметил, что выбор приоритетов в здравоохранении должен основываться на глубоком анализе показателей здоровья населения.