Историческая драма, режиссерами которой стали Александр Баранов, Рамиль Сабитов, а в качестве художественного руководителя выступил Владимир Меньшов, повествует о любви, мечтах и борьбе за престол принцессы Софии Фредерики, будущей российской императрицы Екатерины Великой. Сериал в большей степени посвящен раннему периоду жизни Екатерины - событиям до восхождения на престол, ее становлению как личности и как женщины.
1744 год. Царствующая императрица Елизавета Петровна не может родить наследника. Елизавета хочет стать матерью, родить ребенка от своего любимого фаворита - Алексея Григорьевича Разумовского, но Бог не дает ей такого счастья. Единственный, кто может претендовать на престол, это ее слабоумный племянник Петр III - внук Петра I и внучатый племянник его главного врага - Карла XII. Но Елизавета не может допустить, чтобы Петр взошел на престол, поэтому она решает женить цесаревича, дождаться, когда у него родится сын, забрать его из семьи и воспитать самой будущим наследником престола.
В Петербурге для Петра III устраивают ярмарку невест. Среди явных претенденток прелестная Фике - юная принцесса София Фредерика из обедневшей ветви прусских королей. Хоть она и благородного рода, но семья лишилась почти всех своих накоплений. Пятнадцатилетняя девушка отправляется вместе с матерью в далекую Россию, не сомневаясь в том, что счастливая сказка, о которой она так мечтает, обязательно станет реальностью. "В нашем роду никто не выходил замуж по любви", - остужает пыл юной Фредерики родная мать. "А я буду первая, кто выйдет замуж по любви", - настаивает София. Сначала она грезит лишь только о большой любви, но затем и о большой власти. Но, трясясь в карете по заснеженной дороге в Петербург, она и не предполагает, с какими интригами ей придется столкнуться, - каждый ее шаг будет отслеживаться шпионами, ее захотят отравить, а будущий супруг будет грезить не о ней, а об армии игрушечных солдатиков.
Роль Екатерины в фильме исполнила Марина Александрова ("Мосгаз", "Спасибо, что живой"), а Елизавету сыграла Юлия Ауг ("Артистка", "Не хлебом единым", "Мастер и Маргарита"). Героини - антиподы, достойные друг друга. Обе сильные, властные, своевольные, не готовые предать себя и свою мечту. "Мне кажется, ни одна актриса не смогла бы устоять перед ролью такого масштаба, - признается Александрова. - Немка по происхождению, Екатерина стала "более русской", чем многие российские императоры и даже многие люди, живущие в стране". Александрова признается, что, прежде чем приступить к съемкам, она прочитала все, что было связано с Екатериной, - ее дневники, художественную и научную литературу, воспоминания современников императрицы. По словам актрисы, она старалась сыграть не просто амбициозную будущую императрицу, но главное, женщину, жаждущую любви.
Образ Елизаветы не так популярен, как образ Екатерины II, и весьма незаслуженно. Поэтому перед исполнительницей роли Елизаветы стояла непростая задача: именно по образу, который она воплотила на экране, будут судить об историческом персонаже. "Мы хотели рассказать не об определенном событии из истории Российской империи, наш сериал прежде всего о людях, которые любят, ненавидят, страдают, борются, следуют своему долгу, совершают ошибки, предают, становятся мучениками и героями, - говорит Юлия Ауг. - Зритель мою героиню сможет полюбить за цельность характера, силу, харизму, за желание сохранять и развивать доблесть Империи Российской". И вместе с тем, по словам Юлии, ее Елизавета - женщина, которая хочет любить и быть любимой, иметь детей.
Другие роли исполнили не менее известные российские актеры: Петра III сыграл Александр Яценко, Бестужева - Владимир Меньшов, Лестока - Константин Лавроненко, Разумовского - Александр Лазарев-мл. "Наш сюжет - огромный пласт русской истории, интереснейший период, - говорит Александр Лазарев-мл. - Зритель порадуется встрече с любимыми актерами, а еще и укрепит свои знания. Это так приятно, когда русский человек хорошо знает свои корни, свою историю".
Конечно, уже нашлось немало критиков "Екатерины": одни отмечают, что императрица Елизавета получилась слишком суровой, не отрицая при этом блестящей игры Ауг, другие настаивают, что герои просто обязаны носить парики, якобы без париков в XVIII веке ходили только простолюдины ("Наденьте на Меньшова парик", - пишут блогеры в Интернете), третьи находят сюжет слишком выхолощенным и даже сказочным. Но создатели настаивают, что они снимали стилизацию, а не историческую реконструкцию, поэтому не соблюдали четкой исторической достоверности. Они постарались не погружать зрителя в условный мир - париков, сложного грима и костюмов, этикета и речи того времени. В фильме это не самое главное: актеры перенесли акцент с внешнего облика на чувства великих людей, которые часто для обычного зрителя не более чем скучный параграф в школьном учебнике. И если хоть несколько зрителей после просмотра картины откроют учебник истории, то можно будет сказать, что сериал "Екатерина" состоялся.
Кстати
7 фактов о сериале "Екатерина"
5 фильмов о Екатерине Великой