Роль учителя Михаила Ракитина, в которого влюбилась главная героиня, в ленте исполнил звезда фильмов "Список Шиндлера", "Английский пациент" и "Онегин" Рэйф Файнс. Кстати, Файнс совсем недавно уже был в Москве: в октябре на открытии фестиваля "Новое британское кино" он представил свою вторую режиссерскую работу "Невидимая женщина".
Выставка погружает зрителя в атмосферу патриархальных дворянских усадеб, "тургеневских" барышень, возвышенных чувств. Фильм снимался в усадьбе композитора Михаила Глинки Новоспасское в Смоленской области.
"Классика всегда актуальна, потому что чувства, о которых писали классики, - это настоящее, исходящее из глубины, - рассказала "РГ" Вера Глаголева. - Наша картина о любви. Пока человек любит, он живет. Если человечество умеет любить, оно живо. Наш посыл - любите друг друга. Еще один посыл фильма - не делайте друг другу больно. Пьеса Тургенева "Месяц в деревне" пробуждает в людях самые лучшие чувства и призывает: умейте прощать, учитесь быть добрее". Кстати, в конце 70-х Анатолий Эфрос ставил "Месяц в деревне" в Театре на Малой Бронной и приглашал Веру Глаголеву играть Верочку, но из-за занятости актрисы роль была отдана Елене Кореневой.
Государственный музей А.С. Пушкина выбран для экспозиции не случайно. На Пречистенке, где расположился музей, сосредоточены главные городские дворянские усадьбы XIX века, и антураж принадлежащей музею усадьбы Хрущевых-Селезневых, которую называют одной из жемчужин "русского ампира", как нельзя лучше подходит для того, чтобы рассказать о съемках фильма.
На выставке представлено 40 авторских фоторабот - пейзажей и портретов.
Фотографии сделаны самим Файнсом, Верой Глаголевой, французской актрисой Сильвией Тестю и другими. На съемках, как признаются создатели, все, начиная от режиссера, актеров и заканчивая ассистентами оператора, ходили с фотокамерами. Рэйф Файнс лично открыл выставку в Москве.
"У меня на съемках всегда была камера, - признался актер. - Я впервые столько времени провел в русской деревне. Раньше я видел ее только на картинах русских художников. Вокруг меня были замечательные актеры, свет, декорации. Невозможно было не интересоваться этим миром вокруг. Я очень рад снова воссоединиться с актерским составом фильма".
Кстати, об увлечении Файнсом фотографией знают не все, особенно в России. Его отец - известный в Британии фотограф Марк Файнс. На снимках - пасторальные пейзажи усадебного быта, сенокос, рабочие моменты съемок - Глаголева и оператор Гинтс Берзиньш обсуждают очередную сцену - сам Файнс, снимающий на "мыльницу" в гостиной.
Также на выставке показали 15 костюмов главных героев. Всего для фильма было создано 27 комплектов, аутентичных, строго выверенных в соответствии с канонами моды эпохи первой половины XIX века. Детский крестьянский домотканый костюм из тонкого льна, батистовый костюм гувернера, бархатный костюм мальчика-барчука, льняное платье горничной, нарядное шелковое платье барыни - все это создано с большой тщательностью и вкусом.
Надо отметить, что все костюмные комплекты выглядят так, как будто они были созданы в позапрошлом веке. По замыслу Веры Глаголевой и художника по костюмам Елены Лукьяновой, в одежде главных героев нет черного: охристые и коричневые тона - для крестьян, светлые, нежные оттенки - для дворян. Гардероб главных героев выдержан и драматургически, и личностно - как по отношению к тургеневскому персонажу, так и к актеру, исполняющему роль.
Продуманно небрежный, но вместе с тем элегантный дачный костюм Михаила Ракитина (укороченный сюртук цвета слоновой кости, хлопковые брюки с высокой талией, полосатый жилет и галстук-самовяз) подчеркивает природный аристократизм и шарм самого Рэйфа Файнса.
Исполнительница главной роли Анна Астраханцева на открытии выставки призналась: "Я благодарна за возможность, благодаря этим фотографиям, вернуться в то лето, когда шли съемки и когда я была счастлива".
Выставку дополняет показ мини-фильмов, рассказывающих об избранных моментах съемочных дней: от первых сцен, грима, творческих споров, подготовки площадки до заключительного "Всем спасибо! Съемки закончены".
Материалы, представленные на выставке, после ее окончания будут переданы в фонд Музея Тургенева на Остоженке - филиал Музея Пушкина. Сейчас музей находится на реставрации, в ходе которой будет обновлена постоянная экспозиция и воссозданы интерьеры особняка.
Фильм "Две женщины" выйдет в российский прокат 22 января 2015 года.