Стоимость ремонта по ОСАГО рассчитают по единым справочникам
Стоимость ремонта по ОСАГО теперь будет рассчитываться по единым справочникам
Эти единые ценовые справочники были разработаны Российским союзом автостраховщиков для работы по новой единой методике определения стоимости восстановительного ремонта автомобиля. Напомним, что с 17 ноября применение этой методики, утвержденной Центробанком обязательно как для страховщиков или их представителей, так и для экспертов-техников, экспертных организаций при проведении независимой технической экспертизы автомобилей, а также судебных экспертов при проведении судебной экспертизы машин.
Ценовые справочники включают в себя средние цены на запчасти, лакокрасочные материалы и нормо-часы работ по ремонту для 50 марок легковых автомобилей. Автобусы, грузовики и мотоциклы пока этим обширным документом не охвачены. Понятно, что цены на одну и ту же запчасть или на одни и те же работы разнятся от региона к региону. Но не так катастрофично, как это можно предположить. Поэтому вся территория России была поделена на 12 экономических зон с более-менее сходными ценами. Таким образом в справочнике на данный момент содержится более 40 миллионов позиций по разным запчастям и работам по каждой из этих 12 экономических зон.
Любой желающий может зайти на сайт РСА и там проверить, правильно ли ему рассчитали выплату. Для этого необходимо знать код детали. А также ту самую экономическую зону, к которой он относится. Первое с легкостью вычисляется по оценке стоимости восстановительных работ, которую страхователю обязана предоставить страховая компания согласно закону. Да и Интернет в этом неплохое подспорье. То, чтобы понять, какой город или населенный пункт принадлежит той или иной экономической зоне, простому обывателю придется обратиться к документам Росстата.
Экспертам-техникам в этом плане гораздо проще. У них есть программный продукт, в котором учтены все особенности, в том числе и место, в котором страхователь желает получить выплату по ОСАГО. В дальнейшем предполагается усовершенствовать и тот справочный материал, к которому РСА предоставило открытый доступ. В частности конкретизировать эти 12 экономических зон. Во всяком случае, в этом заверил президент РСА Павел Бунин.
Напомним также, что до появления единой методики на рынке их было целых пять. И каждая считала по-своему. А стоимость запчастей и работ определялась экспертом-техником по среднерыночной цене. Зачастую эти люди брали в качестве "маяков" далеко не самые высокие цены. В итоге реальная запчасть обходилась чуть ли не в два раза дороже, чем насчитали эксперты. Соответственно количество судебных исков в отношении страховщиков за прошлый год даже Павел Бунин назвал катастрофическим.
Единые ценовые справочники должны, по мнению РСА, сократить количество таких разборок. Кроме того, предполагается, что этими же справочниками будут пользоваться и мультибрендовые сервисы. Понятно, что дилерские будут работать по тем ценам, которые устанавливает им производитель. Но у всех остальных есть возможность повысить доход за счет привлечения большего количества клиентов, пользуясь едиными справочниками.
Есть хотя бы одно "но". В связи с резким ростом курса евро и курса доллара реальная стоимость многих запчастей для иномарок уже сейчас будет заметно выше, чем указанная в справочнике. Что будет дальше, не всякий экономист предскажет. А обновлять данные справочников предполагается раз в полгода.