Штаб "контрольных закупок", куда вошли все предпринимательские объединения страны, направлял на пункты пропуска своих тайных агентов, чтобы проверить, насколько четко выполняется дорожная карта "Совершенствование таможенного администрирования".
Этот документ предусматривает только выборочные проверки участников внешнеторговой деятельности, что значительно облегчает ведение бизнеса. Именно о таком подходе говорил президент Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию, призывая отказаться от принципа тотального контроля предпринимателей.
О новом формате взаимодействия бизнеса и власти "Российской газете" рассказал руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов.
Андрей Юрьевич, налоговики были пионерами в таком диалоге с предпринимателями. Теперь он вышел на новый уровень. Какие проблемы удалось выявить?
Андрей Бельянинов: На наш взгляд, диалог оказался продуктивен. Мы давно нуждались в структурированной позиции бизнеса по вопросам реформ в таможенной сфере. Кто-то должен был взять на себя тяжелое бремя - вести диалог, ставить вопросы и вместе с нами продвигаться в их решении.
Нам важна позиция бизнеса, подчеркну, особенно отечественного бизнеса, по вопросам совершенствования таможенных технологий. Они должны быть удобными для добросовестных предприятий и быть неудобными для нарушителя закона.
Прежде всего надо убрать лишние барьеры, уменьшить количество бумаг, сократить время процедур. Не упростить до нулевой отметки, но в значительной степени облегчить жизнь участникам рынка. В выполнении этой задачи мы идем последовательно, в соответствии с утвержденным планом, отставаний нет. Польза от такого взаимодействия очевидна.
А что показала "контрольная закупка" по импорту товаров?
Андрей Бельянинов: Для нас эта форма стала сюрпризом, ведь таких экспериментов никто не делал. Думаю, это было интересно для всех участников бизнеса и даже для простых граждан, смотревших телефильм об этом эксперименте.
Лишь немногие специалисты в целом знают всю цепочку внешнеторговой операции. Там много тонкостей, связанных с логистикой, банками, сертификацией. Все ошибки и неточности, если они были где-то допущены, выявляются в момент декларирования. И люди часто называют это "проблемами на таможне", хотя на самом деле решение нужно искать в других местах.
"Контрольная закупка" при импорте показала, с какими вопросами приходится сталкиваться предпринимателям на практике. Важно, что они не ставили целью указать пальцем на недостатки, а искали пути решения.
В результате появились свежие идеи о том, как сделать облегчения и упрощения для бизнеса. Мы их обсудили с инициаторами проекта.
Кстати, после телефильма вопросы возникают не только относительно государственных органов. Ведь и порты, и транспортные компании, и банки - это "бизнес для бизнеса". Он тоже должен быть удобен и прозрачен для клиентов. Им тоже нужно заниматься, чтобы бизнес-среда была комфортна. По нашим подсчетам, в "таможенном" рейтинге Doing business таможенные процедуры занимают седьмую часть временных затрат, а все остальное - это операции до и после таможни, в том числе, негосударственных структур.
За счет каких реформ и как сокращается количество документов, необходимых для таможенного оформления?
Андрей Бельянинов: Все, что заложено в "дорожных картах", мы методично выполняем и будем выполнять. Внедряем новые технологии, оптимизируем процедуры.
Сейчас 99,9 процентов всех таможенных деклараций подается по Интернету. Электронное декларирование применяют 99,6 процента участников ВЭД. С мая мы начали автоматически регистрировать декларации, без участия инспектора. Сейчас уже более 13 тысяч таких деклараций. По системе электронного взаимодействия мы начали получать от государственных органов разрешительные документы в электронной форме.
Благодаря всей этой работе и сокращается количество документов, необходимых для контроля. Теперь не нужно представлять в таможенные органы 13 видов разрешительных документов, достаточно указать их реквизиты в электронной декларации.
Подчеркну, что эти процессы проходят в условиях создания Единого экономического пространства, вступления в него новых стран - Армении и Кыргызстана. В 2015 году таможенникам прибавится работы, но это приятные хлопоты, ведь мы укрепляем экономическую интеграцию, решаем серьезную государственную задачу.
Можно ли вообще отказаться от документов при таможенном оформлении?
Андрей Бельянинов: Не будем забывать, как много еще пока существует организаций с признаками однодневок.
Они совершают несколько сделок и после этого исчезают. Если у торгового предприятия, ввозящего товар на миллионы долларов, нет истории, то нужно внимательно смотреть документы.
А если предприятие давно работает, то его поставки не требуют такого контроля, эта компания выпадает из системы управления рисками. Мы выделили 2,4 тысячи импортеров с низким уровнем риска правонарушений. На их долю приходится 55% платежей. Для них резко упрощен порядок контроля.
Документы, которые нужны на таможне, выдают несколько десятков государственных органов. Мы обязаны их проверять. Если таможенник потребовал документ, который не предусмотрен законом, то это легко можно оспорить в суде или в вышестоящем таможенном органе.
Заполнить таможенную декларацию, особенно для новичка, сложно, приходится обращаться к брокеру, а у него дорого. Как быть?
Андрей Бельянинов: Как любая специальная область, таможенное дело требует знаний. Есть два варианта. Или предприниматель берет в свой штат специалиста по таможенному оформлению или он идет к таможенному представителю, к брокеру. Это тоже "бизнес для бизнеса". Брокер на самом деле не обязательно является другом участника ВЭД. Его задача - получить прибыль, работая с клиентом. Поэтому он может преувеличивать сложности, чтобы повысить цену своих услуг, может даже предложить клиенту сделку с совестью. Каким путем пойти, всегда выбирает участник ВЭД.
Есть еще одна головная боль у бизнеса - корректировка таможенной стоимости. Можно ли стандартизировать подходы?
Андрей Бельянинов: В большинстве случаев таможенная стоимость не корректируется. Более 90 процентов товарных партий выпускается по цене сделки, как заявляет декларант.
Конечно, бывают веские основания для корректировки. Занижение таможенной стоимости - распространенное и, к сожалению, сознательное нарушение со стороны участников внешней торговли. Но и здесь можно кое-что упростить, снять остроту. В свое время, когда мы входили в свободный рынок, нам, на мой взгляд, необоснованно навязали расширенную товарную номенклатуру. Там одиннадцать тысяч позиций. Для каждой позиции - своя ставка пошлины. Мне кажется, нужно упростить товарную номенклатуру, выровнять ставки пошлин. Это сделает схему проще и прозрачнее. Меньше будет споров.
Почему, когда в портах выборочно проверяют контейнеры через рентген-установки, предпринимателям приходится платить?
Андрей Бельянинов: Деньги за эту работу берут портовые службы. Порт выставляет счет согласно своим расценкам. У таможни нет экспедиторских возможностей. Во всем мире затраты на перемещение товаров при государственном контроле ложатся на участника торговли.
На мой взгляд, темой для дополнительного обсуждения могут быть тарифы, которые применяет порт. Возможно, надо принять единый портовый тариф за такие услуги. Сегодня, по сути дела, для порта это становится дополнительным заработком, и цены устанавливают произвольно.