11.12.2014 22:00
    Поделиться

    Валерий Выжутович: За два года 17 НКО были признаны иностранными агентами

    Готовятся к рассмотрению поправки в закон об НКО, позволяющие общественным организациям выходить из реестра иностранных агентов. Необходимость таких поправок высказал Владимир Путин 5 декабря на встрече с членами президентского Совета по правам человека (СПЧ).

    Президент дал поручение минюсту разработать процедуру вывода НКО из списка иностранных агентов при условии, что та или иная организация в течение года не финансируется из-за рубежа и не участвует в политической деятельности. О том, как выполняется это условие, минюст сможет судить по результатам проведенной им проверки. Если заявление НКО о неучастии в политической деятельности и отсутствии зарубежного финансирования подтвердится, организация освободится от статуса иностранного агента. На встрече с президентом правозащитники говорили, что лучше вообще отказаться от понятия "иностранный агент" и заодно уточнить, что понимается под "политической деятельностью". "Никто изначально не ставил целью кого-то обидеть или унизить", - ответил Владимир Путин. По его словам, закон об НКО не идеален, в чем-то не соответствует сегодняшнему дню, поэтому нуждается в совершенствовании. О том, что закон об НКО не идеален, разговоры ведутся с того самого дня, как этот закон появился на свет. Когда этот закон принимался, тогдашний уполномоченный по правам человека Владимир Лукин со страниц "РГ" убеждал: "Требуется существенная переработка этого закона. Получилось так, что к его переработке нас подтолкнули наши иностранные партнеры". Действительно, подтолкнули - были поставлены под вопрос и тогдашнее председательство нашей страны в "большой восьмерке", и перспективы вступления России в ВТО. В итоге было решено доработать проект, убрать из него явно неприемлемое - обязательную перерегистрацию международных и иностранных НКО, уведомление госорганов о создании любых некоммерческих организаций, право регистрирующих инстанций запрашивать у НКО финансовые и хозяйственные документы.

    Экспорт "оранжевого" - вот что, кажется, более всего тревожило депутатов, когда они принимали закон об НКО. Поставить шлагбаум на пути политической "контрабанды" - так они понимали свою задачу. И рассуждали следующим образом: если международные организации действительно хотят работать в России и выполнять задачи, прописанные в их уставных документах, почему бы им здесь, на месте, не создавать аналогичные российские структуры? Но дело в том, что филиалам иностранных организаций не нужно регистрироваться в России. Они зарегистрированы в Вашингтоне или Париже, Лондоне или Женеве. А здесь действуют их отделения.

    Все последние годы некоммерческие организации испытывали к себе пристальное внимание. Предлагалось сократить их разновидности с двадцати восьми до шести. Увеличивалось минимальное количество учредителей организации - с трех до пяти человек. Появлялось новое основание для отказа в регистрации НКО - "противоречие уставных целей основам нравственности". Высказывалось желание лишить фонды и благотворительные организации права самостоятельно заниматься коммерческой деятельностью. Последней жесткой регламентацией стало объявление НКО, финансируемых из-за рубежа, иностранными агентами. Такие организации попали в специальный реестр. На них стал распространяться особый правовой режим. Например, отчитываться перед минюстом о своей деятельности они обязаны раз в шесть месяцев. Кроме того, для них ввели обязательную ежегодную (для обычных НКО - раз в три года) аудиторскую проверку. За несоблюдение этих требований предусматривается административное наказание с максимальным штрафом до одного миллиона рублей и уголовная ответственность до четырех лет лишения свободы.

    Данный порядок действует уже два года. За это время объектами прокурорских проверок и минюстовских ревизий стали около тысячи НКО. Семнадцать из них были признаны иностранными агентами.

    В президентском распоряжении поправить закон об НКО видится уважительное отношение государства к общественным организациям

    Актуальность этого вопроса неоднократно отмечал председатель президентского Совета по правам человека Михаил Федотов. В частности, он говорил: "Если речь идет о финансовой прозрачности организаций, которые получают средства из-за рубежа, то почему не должно быть такой же финансовой прозрачности для организаций, получающих средства не из-за рубежа?"

    В президентском распоряжении поправить закон об НКО, привести его в соответствие с сегодняшним днем, видится уважительное отношение государства к общественным организациям.

    Политическая деятельность не должна финансироваться из зарубежных источников? Несомненно. Но закон об НКО регламентирует деятельность общественных организаций, а не политических. Прямой же запрет на финансирование политических партий из-за рубежа давно узаконен.

    Допустимо ли участие общественных организаций в политической деятельности? Разумеется, нет. Но закон, приравнивающий ряд общественных организаций к иностранным агентам, - он ведь направлен не только против тех НКО, которые занимаются политической деятельностью, но подчас и против тех, которым эта деятельность (в очень широком ее толковании) приписывается. При таком подходе санкциям могут подвергнуться экологические, просветительские, благотворительные организации.

    По словам Путина, закон об НКО не идеален и в чем-то не соответствует сегодняшнему дню

    Пресекая "противозаконную активность" некоторых фондов и центров, не стоит одновременно осложнять жизнь большинству общественных организаций, не нарушающих закон.

    Поделиться