16.12.2014 00:20
    Поделиться

    С 1 января цены на автомобили в РФ увеличатся на 10-15 процентов

    До Нового года можно успеть купить автомобиль по старому курсу

    Если в ваших планах значится покупка автомобиля, успеть с этим лучше за оставшиеся до Нового года две недели. Из-за сильного ослабления рубля с 1 января большинство автопроизводителей намерены повысить цены, в зависимости от бренда, на 10-15%. Например, Audi станет дороже в среднем на 9%, а Volvo на 10%. А некоторые автомобили подорожали уже в ноябре-декабре - Renault - на 2%, Nissan - на 2,5%, Jaguar Land Rover - на 7%, Mercedes-Benz и BMW - на 5-8%.

    Это уже повлияло на продажи: по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в ноябре продажи новых легковых авто снизились всего на 1,1% по сравнению с ноябрем 2013 года, тогда как в январе-ноябре этого года российский авторынок снизился на 11,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "В течение последних недель наблюдался небывалый спрос на автомобили в рознице, - отметил председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. - Ему помогала программа госсубсидий и настроение покупателей, спешащих сделать покупки до ожидаемого повышения цен". Прогноз на декабрь, по его словам, также довольно оптимистичный.

    "Многие потенциальные покупатели, хранящие сбережения в рублях, действительно не стали откладывать покупку до начала 2015 года и ринулись в автосалоны, определенный ажиотаж среди клиентов уже отмечается, - подтвердил директор департамента корпоративных продаж ГК "АвтоСпецЦентр" Андрей Храмов. - Запасы стоков по ценам 2014 года подходят к концу - новые партии автомобилей, которые автосалоны будут закупать после праздников, будут продаваться по новым ценам - речь идет о 10-15-процентном росте". Настоящий бум в своих автосалонах отмечает и "Рольф". "Многие клиенты едут из регионов и даже из Белоруссии и Казахстана. Покупатели опасаются повышения цен и стремятся инвестировать рублевые накопления в покупку автомобиля", - рассказал Владимир Мирошников, директор филиала "Рольф Сити", бренд Hyundai.

    Что касается брендов и комплектаций, то, по словам Андрея Храмова, вне зависимости от класса авто наибольшим спросом пользуются самые бюджетные базовые варианты и комплектации люкс. Это связано с тем, что покупатели, инвестирующие средства в машины, понимают, что через пару месяцев они вырастут в цене. За имеющиеся деньги люди стараются либо приобрести сейчас автомобиль классом выше, либо взять машину в максимальной комплектации, так как в скором времени за эту сумму купить подобное авто будет просто невозможно. "Сейчас очень удачное время для покупки автомобиля по старому курсу, и многие клиенты спешат воспользоваться такой возможностью, что создает определенный ажиотаж, особенно в премиум-сегменте", - добавил Храмов. Это подтверждает и статистика АЕБ - в ноябре продажи Infiniti выросли на 23% по сравнению с ноябрем прошлого года, Porsche - на 55%, Lexus - на 63%.

    На пресс-конференции "Автокредитование и автолизинг в 2014-2015 гг.: как покупателям не проиграть из-за роста цен и ставок" исполнительный директор "Автостата" Сергей Удалов также подтвердил смещение продаж автомобилей в более дорогие сегменты. Премиум-сегмент по отношению к прошлому году вырос на 17%. Хотя суммарная доля автомобилей стоимостью 1,2-1,6 млн руб. занимает примерно четверть рынка. Наибольшая доля у автомобилей стоимостью от 800 тыс. до 1,2 млн руб. и менее 450 тыс. руб.

    По словам руководителя продаж "Автолокатор" Игоря Перехрестюка, отмечается даже некоторый дефицит предложений. Клиенту предлагается два варианта: встать в лист ожидания на автомобиль конкретной марки и комплектации, ждать его 2-3 месяца, а затем приобрести по ценам января-февраля, либо приобрести автомобиль сейчас по той же прогнозируемой (на январь-февраль) цене, но с дополнительными опциями (страховка, комплект зимних шин, противоугонные комплексы и пр.). "В связи с этим может показаться, что цены на автомобили выросли уже сейчас, но это не так, - отметил эксперт. - Как показывает практика, автомобили текущего года продаются вплоть до марта-апреля будущего года, когда на рынок поступают новинки. Из-за существующего ажиотажа в 2015 году автомобили модельного ряда 2014 года могут быть проданы раньше обычного". Как рассказала руководитель отдела маркетинга и рекламы Суперавтомаркета "Формула 91" Мария Бильбулян, на первичном рынке в премиум-сегменте сейчас очереди и запись на такие бренды, как Toyota, Lexus, Mercedes. На вторичном рынке наибольшей популярностью пользуются модели марки Jeep (по данным АЕБ, продажи за ноябрь выросли на 33% по сравнению с ноябрем прошлого года) и Toyota Land Сruiser (продажи Toyota в целом в ноябре прибавили 32%).

    Впрочем, премиум-авто могут позволить себе далеко не все. Поэтому типичный автомобиль, продающийся в России (как новый, так и с пробегом), - это переднеприводный седан черного цвета с автоматической коробкой передач и бензиновым двигателем объемом 1,6 л. К такому выводу пришли эксперты Cars Mail.Ru, проанализировав собственную базу. В топ-3 новых автомобилей входят Hyundai Solaris (3,4% от всех предложений, средняя цена - 514 792 руб.), Chevrolet Cruze (2,9%, 689 237 руб.) и Volkswagen Polo (2,6%, 571 154 руб.). Среди автомобилей с пробегом лидирует Ford Focus (2,6% от всех предложений), Volkswagen Passat (2%) и Opel Astra (1,7%). Средние цены здесь зависят от возраста автомобиля.

    "Россияне традиционно предпочитают бюджетные седаны, поскольку они доступны и функциональны, - отметил руководитель проекта Cars Mail.Ru Роман Цупер. - Тем не менее все больше автомобилистов останавливают свой выбор на кроссоверах. Уже сейчас отрыв кроссоверов от седанов среди предложений о продаже новых автомобилей составляет всего 4%, а в скором времени его не будет вовсе".

    По словам Сергея Удалова, на ситуацию влияет также то, что новым автомобилем до первой перепродажи россияне владеют в среднем 2-4 года. За время после кризиса - в 2009-2011 гг. - практически все автовладельцы машину поменяли, и сейчас они могут еще достаточно долго потерпеть и посмотреть, как будет развиваться ситуация. Как отметил эксперт, на каждую продажу нового авто сегодня приходится в среднем 2-4 продажи подержанного. Это заставляет дилеров искать новые каналы привлечения клиентов, впервые приобретающих новый автомобиль.

    Участники рынка отмечают рост продаж по системе трейд-ин, но при этом добавляют, что это носит временный характер и вскоре произойдет ослабление рынка подержанных авто. "Спрос на подержанные авто не может расти постоянно, т.к. этот рынок напрямую зависит от первичного и реагирует на изменение покупательского спроса с задержкой, - отметил Андрей Храмов. - Кризис и нестабильная ситуация в стране ограничивают рост продаж новых иномарок, за счет чего большая часть сделок совершается на вторичном рынке. Однако в случае снижения покупательского спроса на новые машины в скором времени и рынок подержанных авто начнет сокращаться, и падение вторичного рынка продлится до тех пор, пока новые авто снова не станут востребованными".

    По мнению Владимира Мирошникова, предновогодний "автоажиотаж" вряд ли продлится долго: "В начале будущего года рынок может ждать обвал. Причин несколько: исчерпание отложенного спроса, повышение цен, рост ставок по кредитам. Кроме того, сейчас многие автопроизводители снижают квоты для России, и из-за этого уже в марте мы можем столкнуться с дефицитом самых востребованных моделей". По базовому сценарию "Автостата", в который заложен курс доллара 45-50 руб., а стоимость нефти около 66 долл. за баррель, российский авторынок в 2015 году ждет снижение на 10-15%. По экстремальному сценарию (50-60 руб. за доллар и нефть меньше 60 долл. за баррель) может случиться обвал рынка на 20-30%.

    Поделиться