"Наши совместные усилия будут направлены на сокращение избыточных административных барьеров и противодействие коррупции, а также совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы в сфере закупок и торгов", - отметил Геннадий Дегтев, руководитель городского департамента по конкурентной политике. По его словам, новая контрактная система уже показала свою эффективность. При этом многие участники госзакупок пока ее не освоили. Чтобы минимизировать коррупционные риски в будущем, важно научиться управлять системой вместе с бизнес-сообществом, считает Дегтев.
Александр Жарков, председатель московского отделения "ОПОРЫ России", отметил, что сегодня предпринимательское сообщество демонстрирует высокую активность и вносит большое количество предложений по развитию контрактной системы. Он считает, что сегодня важно привлечь к процедуре госзакупок как можно больше общественных организаций и представителей бизнеса для совместного мониторинга проблем. "Ряд московских департаментов проводит отдельные торги, где мы наблюдаем большое количество нарушений, как со стороны отдельных чиновников, так и представителей бизнеса. Повысить прозрачность и эффективность торгов позволит совместная работа и создание общественного контроля", - отмечает Жарков. Создание экспертной группы по выявлению признаков коррупции при проведении закупок запланировано в ближайшее время. Помимо этого будет создан реестр экспертов в сфере закупок от общественных организаций с указанием их специализации.
По словам Андрея Черногорова, гендиректора ЭТП ГПБ, коррупция на всех уровнях пока остается, хотя относительные объемы потерь от нее сокращаются: "Сегодня коррупция стала активно "перетекать" из зоны размещения заказа в зону формирования требований. По сути, основные коррупционные механизмы сейчас сосредоточены в зоне подготовки конкурсной документации, которая слабо регламентирована и оставляет значительный маневр для недобросовестных чиновников".
Как показывают итоги уходящего года, нарушений в сфере закупок меньше не становится. По мнению президента Торгово-промышленной палаты РФ Сергея Катырина, необходимо совершенствовать антикоррупционные механизмы закона о контрактной системе. "Сейчас новый закон проходит проверку на эффективность действия антикоррупционных механизмов. И на этой стадии важно понять проблемы его внедрения и оперативно выработать меры их решения, - считает он. - Для рационального использования финансовых средств и повышения эффективности госзаказа в закон введены положения об общественном контроле закупок, значительная часть которых вступает в силу в 2016 году". По его мнению, в ведомстве общественного контроля должна быть система мониторинга процедуры госзакупок. Она должна отвечать за исполнение предписанных процедур, положений законодательства, которые защищают интересы добросовестных предпринимателей.
Любой дополнительный контроль ведет к повышению прозрачности и в этом смысле эффективен, убежден Андрей Черногоров. "Рейтинг прозрачности" как раз является хорошим примером такого института, который к тому же основан не на выявлении отдельных случаев нарушения, а на планомерной и системной работе со всем массивом доступной информации. Многие заказчики проактивно воспринимают результаты такой работы и корректируют свои стратегии, что всегда ведет к повышению прозрачности их систем размещения заказа", - говорит эксперт.
По мнению заместителя мэра столицы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Натальи Сергуниной, главные проблемы сферы закупок состоят в низкой информированности представителей бизнеса о проводимых процедурах и возможности участия в них. "Посредники, пользуясь отсутствием специальных знаний у предпринимателей, предлагают свои услуги. Они это делают не бесплатно, и те деньги, которые им платят предприниматели за оказание услуг, мы могли бы сэкономить на торгах", - говорит она. Кстати, экономия по всем этапам закупочного цикла за 10 месяцев 2014 года составила более 30%, то есть более 110 млрд рублей.
Для повышения информированности предпринимателей и борьбы с коррупцией в закупках на ВДНХ организована "Биржа торгов". "Этот проект решает несколько задач. Во-первых, доступно объясняет механизмы торгов и госзакупок не только специализированной публике, но широкому кругу потенциальных инвесторов, которые могут ими заинтересоваться. Вторая важнейшая задача вытекает из первой - это надлежащее информирование предпринимателей, что позволит уйти от посредников. Когда будет доступная, понятная информация, как работает сфера закупок и торгов, появится высокая конкуренция", - отметила Наталья Сергунина. Потенциальная аудитория нового проекта - около 70 тыс. малых и средних компаний, зарегистрированных в Реестре субъектов столичного МСП.
По словам Антона Емельянова, генерального директора Единой электронной торговой площадки, суть проекта "Биржа торгов" - объединить существующие столичные электронные площадки в одном месте. Это позволит установить единые стандарты доступа и участия добросовестных компаний в системе госзакупок.
"В первую очередь этот проект направлен на популяризацию госзаказа среди малого и среднего бизнеса. Мы рассчитываем, что новая площадка станет дополнительной поддержкой для участия добросовестных компаний в непростых экономических условиях", - говорит Антон Емельянов. Он также отметил, что проект позволит доступным языком рассказать о том, как работает система госзакупок, решить проблемы, с которыми сталкиваются участники торгов. "Таким образом, мы обеспечим более широкое вовлечение представителей малого и среднего бизнеса в процесс закупок и инвестиционных предложений", - резюмировал Антон Емельянов.