Законопроект "О внесении изменений в ст. 5 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации (в части установления временных сроков по принятию и вступлению в законную силу изменений и дополнений в налоговое законодательство)" подготовлен депутатами Иваном Сухаревым, Антоном Ищенко и Сергеем Каргиновым. Документ есть в распоряжении редакции.
Сегодня НК РФ меняется слишком часто, считают разработчики поправок. Только за 2014 год Госдума рассмотрела более 222 поправок в Налоговый кодекс, из них принято 66 и находится на рассмотрении еще более 90, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. "Мы рассматриваем в Госдуме фактически каждую неделю по три-четыре законопроекта, связанных с редакциями положений, которые касаются налогов, сборов, таможенных пошлин и так далее. Зачастую эти изменения носят кардинальный характер, вводятся дополнительные сборы, изменяются целые главы НК РФ. И если не отслеживать эти изменения практически в ежедневном режиме, работа предпринимателей превращается в сущий ад. Всегда есть возможность со стороны налоговой инспекции применить те или иные новые нормы, которые были введены в текст Налогового кодекса и которые предприниматель, может быть, не успел отследить, и взыскать с него дополнительные штрафы, пени или суммы налогов. Это чрезвычайно негативно влияет на предпринимательский климат в стране", - рассказал "РГБ" один из соавторов поправок член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Антон Ищенко.
"Именно поэтому мы предложили внести в текст НК РФ норму, которая предусматривает возможность изменения самого текста кодекса всего лишь один раз в год, на 1 января года, в котором будет действовать эта редакция. Таким образом, появляется возможность работать со стабильным текстом документа в течение всего года. Например, редакция НК РФ 2015 года или редакция НК РФ 2016 года. И предприниматель уже понимает, что никаких изменений внутри года этого текста закона не было сделано. Это существенно упростит работу нашего бизнеса, повысит деловую активность, снизит затраты на ведение бухгалтерского и налогового учета", - считает Антон Ищенко. "Еще один аргумент в пользу этого предложения - эти изменения положительно скажутся на процессе формирования бюджета, потому что на момент принятия бюджета все изменения налогового законодательства уже будут приняты Госдумой. Таким образом, мы получаем абсолютно прозрачный механизм формирования доходной части бюджета", - отметил он.
Напомним, что 4 декабря в Послании Федеральному Собранию Владимир Путин предложил заморозить на ближайшие четыре года действующие налоговые ставки. А уже 8 декабря Дмитрий Медведев дал указания по исполнению перечня поручений президента. Минфину, минэкономразвития, минтруду и минздраву было поручено обеспечить с 2015 по 2018 год включительно неизменность условий налогообложения и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленных до 1 января 2015 года. Срок представления первого доклада - до 1 июля 2015 года, далее - один раз в полгода.
Эксперты позитивно оценивают это предложение. "Для нормального функционирования бизнеса очень важно наконец-то получить предсказуемую, стабильную налоговую систему. Последние годы стало привычным принятие под конец года федеральных законов, вносящих изменения в НК РФ. Нередко эти изменения носят довольно существенный характер. Безусловно, в таких условиях формирование качественных бизнес-планов, а также продуманное участие в инвестиционных проектах как среднесрочных, так и долгосрочных, становится крайне сложным. Поэтому, вне всякого сомнения, мораторий на изменение налогового законодательства нужен, и чем на более продолжительный период, тем лучше. Бизнесу нужны прозрачные, стабильные правила игры и возможность полноценного долгосрочного планирования", - говорит Нина Козлова, генеральный директор "ФинЭкспертизы".
Другие эксперты считают, что законопроект нужно доработать. "Идеи о введении моратория на внесение изменений в налоговое законодательство высказывались уже неоднократно как депутатами Госдумы и представителями органов власти, так и представителями бизнес-сообщества. Понятно, что предсказуемость и стабильность системы налогообложения играет значительную роль для формирования хорошего бизнес-климата. Вместе с тем следует различать существенные системные изменения (нормы о трансфертном ценообразовании, о возможности создания консолидированных групп налогоплательщиков, об обложении налогом на имущество торговых и офисных комплексов в зависимости от их кадастровой стоимости, о введении торгового сбора и УСН на основе патента и проч.), которые могут коренным образом повлиять на те или иные виды бизнеса и незначительные по сути технические поправки, вносимые в НК РФ", - уверен Дмитрий Кривоносов, член комитета по правовым вопросам Ассоциации молодых предпринимателей России.
Не секрет, что действующая редакция НК РФ содержит немалое количество норм, имеющих двоякое толкование (подтверждение тому громадное количество писем Минфина России и ФНС России, содержащих точку зрения ведомств по различным вопросам, причем иногда различную) либо устаревших и требующих актуализации. В этой связи принятие предложенного законопроекта в текущей редакции представляется нецелесообразным, добавляет он. "С одной стороны, один год слишком небольшой срок для фиксации неких базовых норм НК РФ и вряд ли это будет способствовать сколь-либо серьезному улучшению бизнес-климата, с другой - искусственное затягивание внесения технических и уточняющих поправок и вовсе является вредным для экономики", - уверен Кривоносов.