Нефтянка подвела
Бюджетный кодекс РФ допускает дефицит казны субъекта Федерации, не превышающий 15 процентов от доходов. В Санкт-Петербурге доходы планируются в размере 419 миллиардов рублей. Дефицит составит 55 миллиардов рублей, или свыше 13 процентов от объема доходов. Однако совпадут ли прогнозы с реальностью - вопрос сложный.
- У меня есть претензии к сбалансированности бюджета, - заявил в рамках обсуждения главного финансового документа председатель бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Санкт-Петербурга Константин Сухенко. - Считаю неправильным планировать такой большой дефицит. Что мы будем делать, если ухудшится экономическая конъюнктура?
Один из рисков по сокращению доходов связан с акцизами на нефтепродукты, которые город недополучит из-за налогового маневра в нефтяной отрасли, пояснил директор Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге, профессор Сергей Кадочников. Кроме того, в Санкт-Петербурге сокращается производство подакцизной алкогольной продукции, что также ударит по бюджету. Если в прошлом году законодатели предполагали, что в 2015 году казна получит за счет акцизов свыше 24 миллиардов рублей, в "свежем" бюджете этот прогноз сократился до 19,7 миллиарда.
- В то же время очень важно, что в городе не закручивают налоговые гайки, что власти не стремятся добрать налоги с других секторов экономики, чтобы компенсировать акцизные потери, - подчеркивает Сергей Кадочников. - Наоборот, в следующем году введут дополнительные льготы для предпринимателей, в первую очередь для субъектов малого и среднего бизнеса. В краткосрочной перспективе такая политика действительно может обернуться сокращением доходов. Однако в долгосрочной перспективе мы сохраним производства, рабочие места, объем налоговых поступлений. В том числе НДФЛ, который в структуре петербургского бюджета занимает около 35 процентов.
По словам Сергея Кадочникова, дефицитность казны субъекта Федерации можно назвать нормальным явлением в двух случаях. Во-первых, когда местные власти тратят значительные средства на привлечение инвесторов в регион, повышение инвестиционной привлекательности территорий. По такому пути пошла, к примеру, Калужская область.
Во втором случае субъект Федерации намеренно идет на рост бюджетного дефицита, чтобы пережить кризисную фазу экономического цикла. Именно это сейчас происходит в Санкт-Петербурге.
- Чтобы преодолеть кризис, важно не ограничиваться сегодняшним днем, а инвестировать в будущее, в развитие экономики, - продолжает Сергей Кадочников. - Если посмотреть на бюджет Санкт-Петербурга, в основном здесь наращиваются инфраструктурные и социальные расходы. Вложения в инфраструктуру в период кризиса - это стандартный инструмент создания новых рабочих мест, обеспечения занятости населения. При этом появляются объекты, которые так или иначе повышают комфортность проживания в городе. Инвестиции в "социалку" также способствуют будущему росту экономики. Вкладывая деньги в образование и здравоохранение, мы сохраняем и приумножаем человеческий капитал, который в последнее время все чаще называют важнейшим фактором в развитии любого региона.
Прогноз без оптимизма
В Калининградской области доходы бюджета в следующем году составят 45,3 миллиарда рублей. Дефицит запланирован в объеме 2,5 миллиарда рублей. При этом параметры главного финансового документа, утвержденные несколько месяцев назад, были скорректированы из-за ряда экономических факторов. Во-первых, это связано с уменьшением прогноза поступлений налоговых и неналоговых доходов на 7,5 процента. Во-вторых, с необходимостью сохранения дефицита казны на уровне предыдущего бюджетного цикла.
- С учетом бюджетных ограничений необходимо жестко выстраивать приоритеты расходов и повышать их эффективность, - подчеркивает министр финансов Калининградской области Виктор Порембский.
По словам главы калининградского минфина, реалистичность бюджета зависит от качества прогнозов. При составлении главного финансового документа специалисты опирались на четыре основных параметра: валовой региональный продукт, инвестиции, фонд оплаты труда и сводный индекс потребительских цен. Учитывались и другие факторы: финансовое состояние субъектов бизнеса, социальные и демографические критерии.
- Бюджет строился на первом, базовом варианте прогноза социально-экономического развития, динамика показателей которого ниже умеренно оптимистического варианта, - делится информацией Виктор Порембский. - Это позволило снизить бюджетные риски.
Затянули пояса
В Псковской области поступления в консолидированный бюджет в 2015 году составят 25,7 миллиарда рублей. Это на 5,4 миллиарда меньше уточненных доходов 2014 года. Основная причина - снижение безвозмездных траншей из федерального бюджета. Кроме того, на 750 миллионов рублей сократятся налоговые поступления из-за нефтяного маневра. Еще 223 миллиона рублей составят выпадающие доходы по налогу на имущество, 533 миллиона - по налогу на прибыль.
Поэтому при разработке бюджета на 2015 год псковские законодатели ставили перед собой две стратегические задачи. Первая - сократить неэффективные расходы при условии сохранения всех социальных обязательств. Вторая - не снизить динамику экономического развития и инвестиционную активность в регионе.
В Новгородской области, где доходы в 2015 году составят 23,8 миллиарда рублей, а дефицит - 1,4 миллиарда, также планируют "затянуть пояса". К сокращению бюджетных расходов в регионе приступили еще в 2013-2014 годах: пересмотрели систему налоговых льгот, предоставляемых бизнесу, урезали фонд оплаты труда чиновников, приступили к оптимизации областных учреждений и органов власти. Секвестр бюджетных учреждений продолжается и сейчас. Порядка 40 структурных единиц будут переведены в филиальную сеть. Сокращение административных расходов позволит высвободить 130 миллионов рублей, которые направят на более насущные нужды.
Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов, доктор экономических наук:
- Можно предположить, что многие регионы действительно не учитывают возможные экономические риски, следуя практике федерального центра. Федеральный бюджет верстался в сентябре, когда еще не было галопирующего падения рубля и резкого снижения цен на нефть. Если учесть, что нефтегазовые деньги в нашей стране три последних года составляют половину поступлений в федеральный бюджет, текущая конъюнктура рынка, очевидно, спровоцирует существенное падение доходов.
Плюс есть риски увеличения бюджетных расходов. Существует обязательная индексация некоторых социальных платежей в соответствии с уровнем инфляции. В бюджете инфляция заложена на уровне четырех-пяти процентов, хотя уже сейчас этот показатель достиг девяти процентов.
Проблемы, обозначенные для федеральной казны, наверняка будут транслироваться и на регионы. Можно предположить, что зарплаты граждан не будут активно расти, а прибыль предприятий снизится. А ведь именно НДФЛ и налог на прибыль в основном формируют доходную часть региональных бюджетов.
С одной стороны, минфин России рекомендует местным властям формировать казну, исходя из консервативных прогнозов, максимально сокращая расходы. С другой стороны, регионам, которые выполняют множество социальных обязательств, зачастую просто некуда ужиматься. Есть инструмент создания резервных фондов, однако он практически не используется.
Что касается Санкт-Петербурга, опыт принятия бюджета с огромным дефицитом существует здесь не первый год. Помимо двух основных источников финансирования дефицита - приватизации и долговых обязательств - город покрывает разницу в расходах и доходах за счет остатков финансовых средств, которые не были использованы в предыдущем финансовом году. Мне кажется, это не очень хорошая практика. Высвободившиеся деньги могли бы стать источником формирования резервного фонда, который помог бы региону противостоять экономическим рискам.