- По каким параметрам оценивались регионы?
- Параметров в рейтинге много. Каким образом в регионе закреплено проведение ОРВ - законом или актом региональной администрации; насколько являются обязательными выводы по итогам ОРВ; насколько губернаторы вовлечены в эту работу. Мы анализируем, есть ли официальный сайт, где должны быть размещены нормативные акты для проведения публичных консультаций. Есть ли раздел для участия бизнеса в ОРВ. Исходя из целого ряда критериев, формируется оценка субъекта и по сумме баллов - место в рейтинге.
Первый блок называется "Правовое закрепление и практический опыт". В нем оценивается, каким образом закреплен институт, как внедряется в правотворческую деятельность. Второй блок связан с методическим и организационным сопровождением. Например, есть или нет информации о публичных консультациях на официальном сайте, соглашение о взаимодействии с региональными бизнес-объединениями. Есть или нет методические рекомендации для проведения ОРВ. Третий блок - оценка ОРВ в органах местного самоуправления. Как приступили регионы к внедрению ОРВ на муниципальном уровне, есть ли система обучения органов местного самоуправления и т.д.
Очень важным нововведением рейтинга этого года стал блок вопросов, оцениваемых бизнесом. Если по предыдущим разделам информация предоставляется органами власти, а мы проверяем ее на достоверность и соответствие, то в четвертой части опроса оценки ставят представители региональных бизнес-сообществ. Очень важно, как оценивают открытость и профессионализм чиновников те, на кого непосредственно влияют изменения законодательства.
- Кто стал респондентом в этой части?
- Мы не беремся обеспечивать репрезентативность выборки среди предпринимателей, ресурсов таких нет. Поэтому опросили четыре ведущих бизнес-ассоциации, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве: РСПП, ТПП, "ОПОРУ России" и "Деловую Россию", их региональные отделения. Вот по ним выборка 100-процентная. И взаимодействие с ними непосредственно относится к процедуре ОРВ.
- Есть ли в рейтинге явные аутсайдеры и лидеры?
- В самом конце списка оказались Республика Карелия, Чеченская Республика, Республика Мордовия, Чукотский автономный округ и Пермский край. В десятке лучших - Ульяновская область, Хабаровский край, Краснодарский край, Ростовская область, Республика Татарстан, Свердловская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Томская область, Магаданская область, Республика Башкортостан.
- Указом президента и 176-ФЗ предусмотрено внедрение ОРВ и на муниципальном уровне. Как это происходит?
- Трудно. Муниципальные нормативные правовые акты тоже должны проходить публичное обсуждение с точки зрения выявления барьеров для бизнеса. С 1 января 2015 года ОРВ должны внедрить административные центры, столицы. С 2016 года ОРВ внедряют муниципальные районы. С 2017 года - поселенческий уровень. Соответственно, через месяц этой работой должны заниматься столичные муниципальные образования. В некоторых регионах уже достаточно серьезно ведется работа по внедрению ОРВ в муниципалитетах. Есть еще одна сложность на муниципальном уровне. Все-таки ОРВ ресурсоемкая процедура требует наличия специального сайта, экспертов, с которыми можно и нужно обсуждать законодательные инициативы. А в муниципалитетах зачастую этой инфраструктуры нет. Да и немногие муниципальные нормативные акты оказывают какое-то заметное значение для ведения бизнеса. И не каждый из них должен проходить горнило этой процедуры. Мы бы хотели для органов местного самоуправления предусмотреть проведение ОРВ в качестве права, а не в качестве обязанности. Уже в первом квартале следующего года внесем в правительство проект федерального закона, который это предусмотрит.
- Грозит ли рейтинг муниципалитетам?
- Крупным городам-столицам грозит, а всем остальным, думаю, нет. В городах, как раз на муниципальном уровне, чинят препятствия для ведения бизнеса. Именно там часто принимаются акты, о которых никто не знает, не проводятся общественные процедуры.
- Каковы общие итоги по ОРВ за год, основные эффекты вашей работы?
- Мы провели ОРВ более чем 3150 проектов нормативных актов и подготовили столько же заключений. За последний год мы подготовили почти тысячу заключений. Для сравнения, за рубежом ОРВ может проходить в год несколько десятков проектов нормативных актов. Мы стараемся концентрироваться на значимых документах, которые самым серьезным образом меняют ситуацию. Например, поправки ко второму чтению , 4-й антимонопольный пакет, электронные ветсертификаты, Правила дорожного движения и работа автошкол. Вот, к примеру, недавно речь шла об установлении предельной суммы покупки в зарубежном интернет-магазине. До настоящего времени действует ограничение в размере одной тысячи евро и весом в 31 кг в месяц. Предлагалось с 1000 евро снизить стоимость одной посылки до 150 евро. Проведя ОРВ, мы проанализировали, насколько подобные требования адекватны, соразмерны и получится ли достичь ту цель, которую ставил перед собой разработчик - минфин. Для начала мы выяснили, каков рост количества посылок за последние несколько лет. Оказалось, что рост заметный. Посмотрели на среднюю стоимость каждой посылки, какие продукты и товары покупаются за рубежом. И пришли к выводу, что покупатели просто будут разбивать товар на несколько посылок. Но при этом нагрузка на почтовый сервис увеличится до 12 раз. Кроме того, возрастет нагрузка и на таможенную службу, которая эти посылки оформляет. Вывод - ожидаемого результата не будет.
Подобных примеров очень много. Что касается эффективности ОРВ - нас часто просят объяснить, как ее оценивать. И мы называем цифры. По самым скромным подсчетам и только по наиболее резонансным проектам актов, на федеральном уровне бизнесу сэкономлено более 600 млрд руб., не выплаченных впустую средств, необоснованных издержек. При этом есть еще экономия бюджетов всех уровней. А есть и нематериальные эффекты: повышение качества услуг или повышение безопасности граждан, улучшение условий предпринимательства. Но их в цифрах не посчитать.
- Можете ли вы привести примеры по ОРВ из опыта регионов?
- Пример из Томской области, который связан с одним из обязательных требований, который планировалось ввести для бизнеса. Речь шла о том, чтобы все такси, которые работают в городе, обязать перекрасить в желтый цвет. Идея разработчиков была очень простая - повысить безопасность и узнаваемость такси. Разграничить официальное и частное. Казалось бы, инициатива правильная. Решили подсчитать, во сколько для бизнеса обойдутся эти преобразования и в течение какого времени можно будет это осуществить. И главное - не отразится ли это на цене для потребителя услуги. Коллеги посчитали количество такси, которые были зарегистрированы на тот момент в Томской области, подсчитали средние затраты на перекраску или оклейку одного автомобиля и получили цифру 126 млн рублей. Это были расходы, которые надо было понести таксомоторным компаниям для выполнения такого требования. А дальше возник вопрос: эти 126 млн насколько адекватны, достаточны для того, чтобы подобное требование вводить? Насколько оно обременительно для бизнеса? Насколько подорожает поездка в такси? В итоге решили не перекрашивать.
- Какие планы на 2015 год по развитию ОРВ, совершенствованию нормотворчества?
- Одна из наиболее значимых инициатив связана с порядком вступления в силу нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Нами подготовлен проект указа президента и проект федерального закона, в соответствии с которыми для законов и инициативных приказов ведомств предусматривается вступление в силу два раза в год, 1 апреля и 1 октября. Обязателен переходный период не менее шести месяцев. Это делается для того, чтобы была возможность у бизнеса, правоприменителей, органов власти подготовиться к новому регулированию, перестроить бизнес-процессы.
Мы постепенно совершенствуем механизм ОРВ и предусматриваем несколько важных новаций. Например, для проведения публичных консультаций заменяем календарные дни на рабочие. С тем, чтобы была возможность участвовать в публичных консультациях, которые приходятся на новогодние праздники. Это касается тех документов, которые вносятся на сайт в конце декабря. Уточняем сферу проведения ОРВ. Хотим закрепить в ней акты, которые устанавливают ответственность за нарушение требований проходить ОРВ. Это УК и КоАП.
Третье направление - введение оценки фактического воздействия, созвучного во многом с ОРВ. Специальная система анализа того, как на практике применяется нормативный правовой акт. Смог ли он достичь тех целей, которые для него обозначались на момент разработки. Привел ли к тем последствиям, ради которых принимался. Как правило, за этим никто не следит. Поэтому система оценки фактического воздействия - это специальный анализ того, как реализуются важные нормативные акты.
Проект постановления уже находится в правительстве, проект федерального закона мы внесем в правительство в первом квартале следующего года.