18.12.2014 10:03
    Поделиться

    Брянские летчики получили знамя и новый "Руслан"

    Военно-транспортному авиаполку в брянском поселке Сеща вручили новое боевое знамя. После нескольких лет небытия прославленная войсковая часть возвращается к жизни. 27 января был подписан приказ о возрождении полка - в бытность прежнего министра обороны он был расформирован, - теперь часть получила боевое знамя, без которого войско как без оружия. 9 мая полку вернут награды и полное парадное имя. Тогда же два сещинских "Руслана" традиционно отроют воздушный парад над Красной площадью.

    566-й Солнечногорский Краснознаменный Ордена Кутузова III степени военно-транспортный авиационный полк - единственная войсковая часть России, имеющая на вооружении гигантские самолеты Ан-124 "Руслан". Когда нужно перевезти что-то очень тяжелое и громоздкое на большие расстояния за короткий срок - без солнечногорцев не обойтись. Полк оперативно доставил в Южную Осетию тяжелую технику в 2008 году - в чрево Ан-124, размерами напоминающее спортзал, помещаются три вертолета, четыре танка и восемь боевых машин десанта. Или 60 легковушек.

    Брянские летчики помогали ликвидировать последствия наводнения на Амуре, принимают участие во всех крупных учениях. В нынешнем году два "Руслана" за три дня переправили в Гвинею мобильный госпиталь для борьбы с лихорадкой Эбола. По возвращении экипажам пришлось три недели провести в карантине. За успешное выполнение специальных заданий - в том числе и за пределами страны, - полк получил вымпел министра обороны.

    На днях в Сеще начнутся войсковые испытания Ан-124 ВТА - модификации тяжеловеса, созданной специально для военно-транспортной авиации: с современным радиоэлектронным оборудованием, увеличенной мощностью погрузочного устройства и другими новшествами. Следом в полк придут Ан-124-100 с сокращенным экипажем - часть летчиков заменит автоматика.

    - Несмотря на размеры, "Руслан" очень легок в управлении. Там все электрическое, удобное. После прежних самолетов все равно как с "восьмерки" в Audi пересесть, - рассказал командир полка Максим Оксс. Кабина гиганта напоминает комнату средних размеров. Впереди командир корабля и второй пилот, за ними лицами к стенам сидят штурман, бортинженеры и радист. Два оператора погрузочных работ работают в хвосте самолета.

    Поскольку лететь "Руслан" может очень долго, за кабиной пилотов находятся комнаты отдыха сменного экипажа: два трехместных купе. Есть кухня, санузел и помещение для сопровождающих груз. На двух палубах самолет способен перевезти 880 солдат в полном снаряжении или роту ВДВ с боевой техникой. Но только перевезти - эксперименты с десантированием показали, что при открытой рампе аэродинамика гиганта ухудшается, и Ан-124 остался чистым транспортником.

    Аэродром Сеща тоже уникальный. С высоты он напоминает гигантскую букву Ф, где перекладина - трехкилометровая взлетно-посадочная полоса, а по кругу пролегает рулежная дорожка. Таким его построили в 1931 году, чтобы попадание бомбы в "рулежку" не парализовало аэродромную жизнь. Сейчас это неактуально - хорошая ракета целиком накроет весь аэродром, - но аромат экзотики остался.

    - Места у нас много, что удобно при перебазировании техники с других аэродромов. Стоянки огромные - на площадке "Руслана" свободно размещаются три штурмовика Су-34, проверено, - рассказал командир полка.

    Во время войны в Сеще два года базировалась немецкая авиация. На память оккупанты оставили несколько легенд: например, о взлетно-посадочной полосе, подогреваемой теплым воздухом из специальной котельной. Или о подземной узкоколейке, доставлявшей офицеров люфтваффе из соседнего поселка прямо к самолетным стоянкам. Метро - не метро, но разветвленная сеть подземелий от немцев осталась и в послевоенные годы доставила командованию немало хлопот: катакомбы пришлось срочно замуровывать, чтобы пацаны не лазили.

    Русские летчики живут рядом с аэродромом, в небольшом гарнизоне, застроенном двух- четырехэтажными домами. Через городок пролегает шикарная аллея, обсаженная старыми липами. "Когда мы служили на Дальнем Востоке…" - говорят молодые мамы, гуляющие по аллее с колясками. В другом ее конце суровый сержант учит строевой молодое пополнение в новеньких необмятых ушанках. На дачах у многих летчиков устроены бассейны из старых покрышек Ан-22 "Антей" - колеса у него полутораметрового диаметра.

    Знамя полку вручал начальник штаба Военно-транспортной авиации генерал-майор Султанов. Серебряное полотнище с косым крестом бережно извлекли из чехла, развернули и передали командиру.

    - Клянемся чтить и соблюдать славные традиции 566-го Солнечногорского Краснознаменного Ордена Кутузова III степени военно-транспортного авиационного полка, - произнес Максим Оксс.

    - Клянемся! - ответил полк.

    Справка "РГ"

    566-й авиаполк сформирован осенью 1941 году в Воронеже. Был он тогда не транспортным, а штурмовым и летал на Ил-2. Боевое крещение часть получила при обороне Москвы. За участие в освобождении подмосковного Солнечногорска полк получил почетное наименование, после разгрома немецкой группировки в Восточной Пруссии стал Краснознаменным. Орденом Кутузова часть наградили за участие в штурме Кенигсберга. Полк прорывал блокаду Ленинграда, освобождал Брянск и Эстонию. 12 солнечногорцев стали Героями Советского Союза, штурман полка Василий Мыхлик - дважды Героем.

    С 1956 года часть базируется в Сеще. Летчики полка доставляли военные и гражданские грузы на Крайний Север и Дальний Восток, в страны Африки и Средиземноморья, снабжали советские войска в Афганистане и Чечне, вывозили их из Германии. В разные годы полк доставлял гуманитарную помощь в пострадавшие от стихийных бедствий Ашхабад, Армению и Индонезию.

    Поделиться