18.12.2014 21:00
    Поделиться

    В правительстве разработали концепцию развития арктического права

    Предлагается провести ревизию северных льгот
    Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России разработал концепцию развития арктического права. В каком-то смысле этот документ призван повернуть время вспять, к старым добрым временам, когда в Арктике обустраивались всерьез и надолго.

    Чем может заинтересовать людей Север? Красотами. Перспективами. А еще льготами и высокими зарплатами. Поэтому разработчики концепции считают необходимым установить подъемные для тех, кто согласится на работу в Арктике. Например, выплачивать человеку после переезда три оклада. Кроме того, по словам правоведов, работодателя нужно обязать оплатить человеку расходы на проезд и наем жилого помещения в северных краях. Или вместо доплаты за аренду квартиры можно дать человеку саму квартиру, тоже хороший вариант.

    После распада Советского Союза возник ряд проблем с финансовым обеспечением так называемых "северных льгот": если в советский период основную часть расходов брало на себя государство, как основной собственник, то рыночная экономика предполагает многообразие форм собственности, а следовательно, и разные источники выплат.

    В первые постсоветские годы законодательство еще гарантировало сохранение льгот и гарантий для работников независимо от формы собственности организации-работодателя. Однако затем тренды изменились. Федеральный законодатель сохранил гарантии и компенсации работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, а в остальных случаях решение вопросов об установлении дополнительных выплат было оставлено на усмотрение субъектов, муниципальных образований и частных собственников-работодателей. Отчасти на такое решение повлияла идея 1990-х годов о том, что жить на Севере слишком дорого, поэтому, мол, надо развивать вахтовые поселки - человек приехал, поработал и уехал. Появились даже программы переселения, когда государство оплачивало переезд северян на так называемую "большую землю", была поспешно сформирована законодательная база. Под действие подобных программ попали далеко не все, однако население северных территорий значительно уменьшилось. Возможно, приоритеты формировались под влиянием бизнес-сообщества, которое отстаивало идею о том, что частный собственник более эффективно ведет хозяйственную деятельность и именно ему нужно предоставить право решать, какие стимулы нужно использовать для мотивации трудовой деятельности в Арктике.

    На практике такой подход привел к обратному социальному эффекту - бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не позволяли поддерживать финансирование прежних социальных гарантий. Работодатель же из частной компании редко когда по собственной воле и с легким сердцем пойдет на то, чтобы установить дополнительные материальные стимулы за счет собственных средств. Появились даже способы обойти минимальный уровень гарантий: сознательно занижается размер зарплаты, с которого должны исчисляться выплаты и компенсации. Надо ли говорить, что такие зарплаты стали ничем не выше тех, которые выплачиваются в других более благоприятных для проживания регионах нашей страны.

    Сегодня подобный подход признан неправильным: Север и Арктика не должны остаться безжизненной землей, ставка на временные поселки не оправдана. Государство вновь возвращается к программам активного развития Севера и Арктики. Поэтому нужны новые гибкие механизмы. Правоведы из правительственного Института провели ревизию законодательства, связанного этими территориями, в том числе регулирующего трудовые отношения, вопросы социального обеспечения. В разработанной ими Концепции предлагаются правовые конструкции для закрепления дополнительных стимулов проживающим и работающим за Полярным кругом, в том числе основания и порядок выплаты подъемных для тех, кто согласится на работу в Арктике, обязательность оплаты расходов на проезд и наем жилого помещения в северных краях и др. Рекомендуется закрепить порядок, в соответствии с которым государство могло бы компенсировать работодателям-представителям частного бизнеса затраты на предоставление работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных в законодательстве и др. Ведь именно государство в первую очередь должно быть заинтересовано в том, чтобы жизнь возвращалась в отдаленные районы Арктики.

    "Для комплексного решения социально-экономических проблем Арктической зоны Российской Федерации необходимы изменения в трудовом, миграционном законодательстве, которые позволят повысить привлекательность трудовой деятельности в этом регионе, направить миграционные потоки в северные регионы государства, обеспечить восполнение дополнительных трудозатрат, обусловленных экстремальными природно-климатическими условиями Арктики, - считает директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, вице-президент РАН, академик РАН Талия Хабриева. - Как минимум, нужно устранить неоправданную дифференциацию в предоставлении льгот и компенсаций, применении районных коэффициентов и установить минимальный уровень гарантий социальных и трудовых прав для лиц, работающих в Арктике".

    Но и сами льготные территории надо пересмотреть. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, утвержден еще в советское время. Этот перечень включает в себя и Арктические районы России. "Данный перечень формировался в других условиях и отражал приоритеты экономического развития, которые уже не столь актуальны сегодня, - говорит академик Талия Хабриева. - Перечень весьма обширен, так как северные районы занимают практически половину территории России. Он нуждается в корректировке и обновлении. Прежде всего, необходимо актуализировать критерии, по которым местность будет относиться к районам Крайнего Севера, или к иным, приравненным к ним территориям. Это сложная задача, качественно решить которую можно при условии конструктивного взаимодействия государства, бизнес-сообщества и представителей различных областей науки".

    Разработанные учеными Института законодательства правовые решения названных проблем уже прошли предварительное обсуждение на II Международном арктическом правовом форуме "Сохранение и устойчивое развитие Арктики: правовые аспекты", организованном Институтом и правительством Ямало-Ненецкого автономного округа. На состоявшемся форуме обсуждались накопившиеся проблемы в человеческом измерении Арктики и правовые вопросы сохранения и ее устойчивого развития. Выступая на арктическом форуме, зампред Госдумы Владимир Васильев отметил, что именно сейчас правовые методы решения насущных проблем защиты национальных интересов России в Арктике оказываются наиболее востребованными. "Праву, как универсальному социальному регулятору внутригосударственных и межгосударственных отношений, принадлежит в этом смысле особая роль", - сказал он.

    Поделиться