Исходя из частоты встречаемости "пассивного" гена, к самым угрюмым странам Эндрю Освальд отнес и США. В итоге он сделал простой и однозначный вывод: британцы никогда не будут по-настоящему счастливы. Иное дело датчане. Они оказались самыми жизнелюбивыми. Их природа одарила активным вариантом гена. И серотонина в мозге - хоть залейся. В счастливчики профессор зачислил еще и голландцев, у которых тоже высокая активность гена. Что же делать бедным британцам? Гены менять?
- Это исследование на самом деле некорректно, - сказала корреспонденту "РГ" кандидат биологических наук из Института общей генетики РАН Светлана Боринская. - Автор использовал данные опросов проекта "Всемирное исследование ценностей", которые проводит американский профссор Рональд Инглхарт уже более 30 лет в разных странах, в том числе и в России. И у него гораздо раньше, чем у профессора Освальда, возникла мысль, что не только экономические и социальные факторы влияют на удовлетворенность жизнью населения страны, но и гены. Исследователи сразу обратили внимание на связь гена серотонина с уровнем удовлетворенности жизнью. Но они, что называется, пошли вглубь, стали изучать нюансы, которые экономистам в голову не приходят.
Дело в том, что главная причина генетических различий между населением разных регионов мира сложилась исторически, в процессе миграций человека из Африки и последующих переселений и смешения народов. А совпадение доли неудовлетворенных жизнью британцев с частотой "пассивного" гена произошло случайно. Оно связано с историей формирования населения, а не с влиянием данного гена на какие-либо свойства человека.
Кстати, Эндрю Освальд далеко не первый, кто заинтересовался вкладом гена серотонина в "народный характер". В 2010 году американский психолог Джоан Чьяо изучала склонность людей разных стран к индивидуализму и коллективизму. Получилось, что к коллективизму в разных странах больше склонны носители "пассивного" варианта гена серотонина. Работу Чьяо раскритиковали многие ученые, доказывали, что обнаруженное совпадение объясняется некорректно проведенными исследованиями.
Чтобы показать случайность совпадения результатов Освальда, Светлана Боринская, которая также участвовала в проекте Инглхарта, произвольно взяла около 50 вариантов различных генов и оказалось, что среди них есть пять, которые даже лучше "пассивного" гена серотонина коррелируют с признаками "счастья".
- Этого и следовало ожидать, если причина совпадения между генами и характеристиками наций - не свойства какого-то конкретного гена, а история формирования народов, - поясняет Боринская. - Если случайно выбранные гены дают хорошую корреляцию, то ген серотонина ничем не лучше. Кстати, в России частота встречаемости "пассивного" варианта гена серотонина почти такая же, как в Голландии, но уровень удовлетворенности жизнью гораздо ниже.