26.12.2014 16:58
    Поделиться

    Выбор "РГ": Лучшие и худшие зарубежные сериалы года

    Западный сериальный бум продолжается - вот уже несколько лет снять что-нибудь для американского телевидения не зазорно ни лауреату "Оскара", ни обладателю Золотой пальмовой ветви Канн. "РГ" подводит собственные итоги, выбирая из огромного количества американских и британских телевизионных новинок самые удачные и самые разочаровывающие зрелища года.

    Лучшие новые сериалы

    "Больница Никербокер" (The Knick)

    Главная сенсация сериального 2014-го года сомнений не вызывает практически ни у кого - и на Западе, и у нас все критики поют восторженные осанны "Больнице Никербокер". Детище Стивена Содерберга (который, в отличие от других больших режиссеров, подавшихся на ТВ, снял весь сезон, а не только пилотный эпизод) о нью-йоркской больнице начала XX века - это в каком-то смысле венец "золотого века" американских сериалов, о котором за последние годы не написал только ленивый.

    Содерберг передает приветы многим модным телевизионным концептам. Он одновременно делает и ироничный процедурал о докторе-мизантропе ("Доктор Хаус"), и костюмную драму на фоне драматичной эпохи ("Подпольная империя"), и неторопливый сериал о стиле, отчасти наследующий "Безумцам". При этом все три предшественника на фоне "Больницы Никербокер" смотрятся не то чтобы выигрышно. А в седьмой серии (расистский бунт на Манхэттене) уровень и вовсе улетает в стратосферу - ничего подобного за последние годы на ТВ точно не показывали.

    "Настоящий детектив" (True Detective)

    Колоритный образец "южной готики" - медленный неонуар, в котором зверское преступление (где-то на просторах Луизианы найден труп девушки со всеми признаками ритуального убийства) служит поводом проинспектировать внутренних демонов двух детективов-антагонистов. Ближе к финалу вопрос "кто убийца" тут и вовсе теряет свою актуальность - не в последнюю, правда, очередь из-за того, что сценаристы, придумав эффектную завязку, не смогли придумать интриге столь же эффектное разрешение.

    Авторов сериала куда больше интересуют поп-культурное изложение метафизических материй. Так, сцене перерождения закоренелого нигилиста позавидовала бы экранизация пушкинского "Гробовщика", существуй она в природе. Тягучий бенефис Мэтью Макконахи и Вуди Харрельсона завоевал популярность, и True Detective в итоге продлен на второй сезон - но там уже не будет ни Луизианы, ни "южной готики", ни, собственно, Макконахи и Харрельсона.

    "Фарго" (Fargo)

    В 1995 году братья Коэны создали один из своих главных шедевров - фильм "Фарго", в котором беременная женщина-полицейский охотилась на двух кровавых остолопов, орудовавших в американской глубинке. Почти 20 лет спустя кабельному телеканалу FX пришла в голову идея сделать телевизионный ремейк этой истории с Коэнами в качестве исполнительных продюсеров.

    От первоисточника в "Фарго" остались женщина-полицейский, американская глубинка, чемодан с миллионом долларов и любовно скопированная коэновская интонация. Но главный месседж телевизионного "Фарго" вышел все-таки самостоятельным. Этот сериал - водевильный нуар о визите дьявола (блестящая работа Билли Боба Торнтона) и проданной ему душе (в роли продавца - Мартин Фримен). Одним словом, перед нами ироничная - и дьявольски эффектная - версия "Фауста".

    "Страшные сказки" (Penny Dreadful)

    Постмодернистское варево из британских бульварных ужасов викторианской эпохи - в одном сериале собраны и вампиры с эпизодическим Ван Хельсингом, и оборотни, и Джек Потрошитель, и Франкенштейн, и Дориан Грей. Формально сюжетная линия наличествует (поиски Мины, украденной вампиром дочери лондонского аристократа), на деле почти ничего не происходит. Оторваться при этом невозможно.

    "Страшные сказки" некоторые критики обвиняют в претенциозности и пошлости, но тут с создателей (среди которых продюсер Сэм Мендес и режиссер Хуан Антонио Байона) взятки гладки - на то они и "грошовые ужасы" (именно таков дословный перевод идиомы penny dreadful). Факт же в том, что более вычурное и эстетское зрелище в этом году на ТВ вряд ли получится найти.

    "Оливия Киттеридж" (Olivia Kitteridge)

    Экранизация романа Элизабет Стаут, ставшего обладателем Пулитцеровской премии в 2009 году. Этот мини-сериал (4 эпизода) об интеллигентной пенсионерке из штата Мэн за короткое время предлагает зрителю широкий диапазон жанров: трагедию и комедию, мелодраму и сатирический этюд. "Оливия Киттеридж" - обманчиво реалистичная (потому что крайне литературная) квинтэссенция жизни с удивительной Фрэнсис Макдорманд в главной роли.

    Еще больше отличных новых сериалов:

    "Чужестранка" (Outlander) - "мыло" о медсестре, которую с фронтов Второй мировой забросило в эпоху рыцарей

    "Космос: Пространство и время" (Cosmos: A Spacetime Odyssey) - восхитительный документальный научпоп, после которого посещение планетария кажется скучнейшим мероприятием.

    "Богатство" (Mammon) - суровый норвежский детектив о финансовых махинациях, кровавых корпорациях и борьбе долга с личными привязанностями. Масса эффектных сюжетных финтов прилагается.

    Лучшие продолжения

    "Родина", 4 сезон (Homeland)

    Справедливо было бы, наверное, поместить "Родину" в лучшие новые шоу, потому что 4 сезон сериала не имеет почти ничего общего с самим собой образца 2011-2013 годов. Оно и к лучшему - к третьему сезону "Родина" превратилась в откровенное посмешище, а любовная линия между агентом ЦРУ Кэрри Мэтисон и морским пехотинцем Николасом Броуди начала напоминать не самую удачную мыльную оперу.

    Четвертый сезон, в котором нет Броуди, зато есть сильно изменившаяся Кэрри - это лихо придуманный и еще более лихо сделанный триллер, в котором под соусом патриотизма ("Родину" ошибочно считают самым "республиканским" сериалом на свете, но она тоньше этих ярлыков) достается всем: и ЦРУ, которое по фальшивой наводке уничтожает сотни невинных людей, и Пакистану, спецслужбы которого работают на Талибан, и американским дипломатам, сливающим секретные сведения неприятелю. Во второй части сериал традиционно тяготеет к жанру боевика. Но если раньше в "Родине" именно это подчас и раздражало, то теперь авторам хочется аплодировать: каждая новая серия здесь, как поездка на американских горках. Чистый адреналин.

    "Бруклин 9-9", 2 сезон (Brooklyn 9-9)

    В год тотального кризиса комедийного жанра на ТВ (см. Главные разочарования) "Бруклин 9-9" чуть ли не в одиночку гордо несет знамя нестыдного американского ситкома. Приключения бруклинских полицейских во главе с Энди Сэмбергом значат для жанра сегодня примерно то же самое, что "Студия 30" (30 Rock) пять лет назад. Иными словами, это лучший современный ситком, создателям которого удается пока не снижать планку качества.

    "Хорошая жена", 6 сезон (Good wife)

    Традиционный "отличник" эфирного телевидения - процедурал о женщине, которая после краха карьеры и репутации мужа-прокурора, погоревшего на коррупционном скандале, устраивается на работу в адвокатскую контору. На данный момент именно "Хорошая жена" - единственный из долгоиграющих сериалов, ни к одному из сезонов которого нет серьезных претензий, они все в равной мере блестящие.

    Главные разочарования

    "Теория большого взрыва", 7 сезон (Big Bang Theory)

    "Теорию" за семь лет ее существования хоронили уже не раз, но каждый раз создатели умудрялись остановиться в шаге от точки невозврата. Не достигли ли они ее сейчас - вопрос открытый. В седьмом сезоне сюжет топчется на месте, шутки отчаянно несмешные, Пенни неудачно постриглась - и все вместе это выглядит ужасно старомодным. Поженили бы они уже их всех, да и прикрыли бы лавочку.

    "Штамм" (Strain)

    Экранизация романа ужасов Гильермо Дель Торо с ним же в качестве исполнительного продюсера. Чем дальше, тем больше раздражает этот сериал, жонглирующий самыми расхожими апокалипсическими киноштампами всех времен и народов (вампиры, мировая эпидемия, немецкие концлагеря и т.д.) Крайне затянутое зрелище, которое пестрит сюжетными дырами, сюжетными натяжками и довольно быстро скатывается до уровня самых неудачных сезонов сериала "Грань" (Fringe).

    "Куку" (Cuckoo)

    Еще один комедийный неудачник - на сей раз британского производства. Во втором сезоне отбывшего в "Бруклин" Энди Сэмберга заменил Тейлор Лотнер, и все развалилось. Дело даже не в том, что звезда "Сумерек" - мягко говоря, не самый очевидный комедийный талант. Во втором сезоне расслабились и сценаристы, которые вместо фирменного британского юмора регулярно выдают пошлейшие шутки ниже пояса.

    Поделиться