Фактически для них наступающий Новый год совпал с новосельем. В отреставрированном здании Центра заменено все инженерное оборудование, помещения снабжены новыми противопожарными системами (в фондохранилище - газом, в отделах реставрации - распыленной водой), модернизирована система безопасности.
Отдельные надежды - на выставочный зал. "Сейчас столичные музеи охотно показывают свои выставки в разных регионах России, а мы, наоборот, стараемся показать раритеты, которые московские зрители скорее всего никогда не увидят, - рассказывает Светлана Федоровна Вигасина, заместитель директора ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря по научной работе. - Показываем, конечно, произведения искусства, которые уже прошли у нас процесс реставрации, а работы у нас - из музеев всей страны. Но одна из наших целей - показать еще и многотрудность, красоту, интеллектуальную сложность труда реставратора. Тут надо не только руки золотые иметь, но и голову светлую".
Конечно, работы, прошедшие лечение в Центре Грабаря, можно увидеть не только на его выставках. К примеру, специально для проекта "Непревзойденный Веджвуд", реставраторы из мастерской керамики Центра реставрировали шесть экспонатов из музея-усадьбы "Останкино". В том числе и выполненные из яшмовой массы уникальные большие медальоны с профильными изображениями Екатерины II и Петра I, созданные фирмой "Веджвуд" в XVIII веке. Для проекта "Палладианство в России. От барокко до модернизма", который был показан в Венеции в музее Коррер в этом году, опять же специалисты мастерской реставрации керамики ВХНРЦ работали с двумя скульптурными вазами из собрания музея Кусково.
В прошлом году, когда Центр отмечал 95-летие, на его юбилейной выставке можно было увидеть индийское вышитое панно I века до н.э., над реставрацией и реконструкцией которого работала мастерская кожи и археологического текстиля. Оно было найдено во время раскопок в Северной Монголии, в одном из древних курганов на глубине 14 метров. Вы можете представить, как выглядела находка? Семь метров глиняной полосы, в которой был едва различим вышитый текстиль. Аналогичные образцы находили в Монголии и французские археологи, и корейские. Но они восстанавливали небольшие разрозненные фрагменты вышивки. Наши мастера смогли восстановить шерстяное панно общей площадью четыре квадратных метра.
"Реставрация, с одной стороны, коллективный процесс: она невозможна без помощи рентгеновской и физико-химической лабораторий. С другой - это передача мастерства из рук в руки, буквально, от мастера к ученику. Причем отношения "учитель - ученик" сохраняются долгие годы. Что-то можно объяснить, а что-то - только показать, когда конкретный случай представится. Причем процесс роста мастера-реставратора неотделим от другого важного процесса - от отношений с автором произведений. Главная задача всегда - сохранить автора древней работы. Не дай Бог, добавить, а тем паче - "улучшить" произведение. Реставрация - это, по сути, служение автору. Если угодно - самоотречение", - говорит Вигасина.
Согласитесь, такая модель отношений мастера к делу, в которой важнейшим компонентом оказывается верность профессиональному кодексу чести, сегодня выглядит не слишком профитной. Но по-иному не получается. Точнее, получается, но вовсе не с тем результатом, на который рассчитывал заказчик.
Вигасина рассказывает, как почти десять лет в Центре шла работа над картиной Семирадского "Утро. На рынок", которая была украдена из Таганрогского художественного музея, а потом найдена. "Картина мало того, что оказалась сложена в несколько раз, ее еще пытались реставрировать. Возможно, хотели вывезти на продажу", - говорит Светлана Федоровна. - "Отдали какому-то "мастеру", который издевался над картиной, насколько хватило способностей. Пришлось снимать 5-7 слоев его "записей" авторской работы".
Если говорить о реставрации произведений, пострадавших во время пожара в 2010 году, то ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря вернул в музеи около 200 работ. В частности, в музей Нижнего Новгорода - портрет Александра I работы Доу.
Сейчас реставраторы распаковывают вещи, благоустраивают рабочие места. Устанавливают вакуумные столы, которые необходимы при реставрации ткани, графики, памятников на пергамене… Работы впереди очень много. Но, как говорят, дома и стены помогают.
Справка "РГ"
ВХНРЦ - старейшее реставрационное учреждение России. Он был создан 10 июня 1918 г. как научно-административный центр, призванный руководить всеми реставрационными работами в стране. Инициатором создания Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи (так первоначально назывался Центр), был художник, историк искусства Игорь Эммануилович Грабарь.
В 1920-е годы мастерами Комиссии были раскрыты и реставрированы древнейшие иконы "Богоматерь Владимирская" (XII в.), "Спас Златые власы" (нач. XIII в.), "Спас Нерукотворный", иконы письма Андрея Рублева, фрески Феофана Грека и еще целый ряд ценнейших икон, вошедших в экспозиции крупнейших музеев страны.
Летом 1934 года Мастерские были расформированы. Наиболее активно выступающие за сохранение ценнейших памятников русской культуры А.Анисимов и Ю.Олсуфьев были репрессированы и погибли в застенках НКВД, сосланы Н.Померанцев, П.Барановский и Н.Сычев.
В1944 по распоряжению Совета народных комиссаров деятельность реставрационных Мастерских возобновляется. Главной задачей Мастерских с становится реставрация и восстановление отечественных памятников, пострадавших в годы Великой Отечественной войны. Здесь также реставрировались живопись и графика из собраний Дрезденской картинной галереи, а также музеев Берлина, Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии.
С 1960 г. Мастерские носят имя ее основателя И.Э.Грабаря, а в 1974 преобразованы во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр.