30.12.2014 00:41
    Поделиться

    Крупные инвестиционные проекты помогут вывести экономику из стагнации

    Крупные инвестпроекты выведут экономику из стагнации
    Дефицит внешнего финансирования, колебания курса национальной валюты, сокращение выручки от экспорта энергоносителей ухудшило финансовое состояние нефтегазовых компаний и снизило их заинтересованность в масштабных капиталовложениях. Все это поставило под угрозу сроки реализации, а то и вовсе претворение в жизнь крупных инфраструктурных проектов в сфере ТЭК.

    Другой немаловажный участник энергетических строек - металлургический комплекс - также столкнулся с немалыми сложностями. Это закредитованность предприятий, резкое снижение цен на мировом рынке железорудного сырья в то время, как падение рубля как раз делает экспортные поставки наиболее выгодными, и т.д. Растут риски входа в инфраструктурный проект; сейчас, когда финансовый рынок практически взорван, предоставление банковских гарантий (непременное условие для участия в тендере) напрямую приведет к удорожанию стоимости самого проекта. Стали обычным делом споры между энергетиками и металлургами по вопросу цены поставок трубной продукции.

    Тем не менее, как заявил начальник управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при правительстве РФ Александр Курдин, для выхода экономики из стагнации как раз необходимо вкладывать деньги именно в энергетическую инфраструктуру, что принесет долгосрочный эффект и послужит стимулом для роста. Государству же в этих условиях предстоит эффективно регулировать "товарно-денежные" отношения между участниками "строек века".

    В принципе, пока все заявленные к строительству или уже начатые инфраструктурные проекты в сфере ТЭК продолжаются. Исключение составила только европейская часть "Южного потока", свернутая, как известно, по политическим причинам. Но до того, как стало известно о заморозке проекта, российскими и зарубежными трубными предприятиями были заключены контракты с "Газпромом" на поставку труб на 1,8 млрд евро. Как сообщили "РГБ" в Объединенной металлургической компании, ОМК выиграла тендеры на поставку 600 км труб для подводной части "Южного потока". Получив официальное письмо о приостановке поставок труб для проекта, металлурги прекратили производство и отгрузку продукции. Пока в компании ждут дальнейшей информации от заказчика и проводят оценку влияния заморозки проекта на производство и финансовые итоги года и последующих периодов. Также в ОМК считают, что при реализации крупных инфраструктурных проектов капвложения бизнеса должны осуществляться на четкой и гарантированной государством основе в виде эффективной системы защиты интересов инвесторов.

    Как заявил председатель координационного совета Ассоциации производителей труб Иван Шабалов, все затраты предприятий, понесенные из-за уже начавшихся работ по контрактам, трубникам будут компенсированы, так как гарантом в этом проекте в лице "Газпрома" выступило государство. Кроме того, работы по российской части проекта - "Южному коридору" - будут продолжены. Так, в 2015 году контракт на поставку 550 тыс. тонн труб для строительства трубопровода до компрессорной станции "Русская" в Анапском районе Кубани остается в силе. А через несколько месяцев, как будет готово ТЭО турецкой нитки этого трубопровода, перед трубниками замаячат новые выгодные контракты.

    Сейчас в ТЭК в той или иной степени реализуется 7 инфраструктурных проектов в газовой и 6 в нефтяной сфере. Самый громкий из газовых - "Сила Сибири" мощностью 61 млрд куб. м в год и ориентировочной стоимостью (с учетом обустройства месторождений) в 70 млрд долл. Объем поставок труб сюда оценивается в 2,5 млн тонн, только в следующем году трубники отгрузят в адрес "Силы" 700 тыс. тонн продукции. Финансирование проекта ведется за счет собственных средств "Газпрома" плюс предоплата китайской стороны - 25 млрд долл. Не менее интересен проект газопровода "Алтай" мощностью 30 млрд кубов, который должен вступить в строй до 2020 года. Китайские соинвесторы уже изъявили желание взять часть затрат - 14 млрд долл. в ценах 2010 года - на себя. Его строительство потребует 1,7 млн тонн труб большого диаметра (ТБД).

    Из проектов в нефтяной сфере прежде всего выделяется расширение ВСТО-1 на 50 млн тонн - до 80 млн тонн соответственно, и ВСТО-2 на 20 млн тонн до 50 млн. Срок реализации - 2020 год. Уже к 2016-му должно быть закончено строительство третьей очереди магистрального нефтепровода Заполярье - Пурпе - Самотлор, общая мощность артерии составит 45 млн тонн в год. Он необходим для транспортировки сырья из районов ЯНАО и севера Красноярского края, в том числе с Ванкорского месторождения, на российские НПЗ и на экспорт. А расширение артерии КТК (Каспийский трубопроводный консорциум) в 2015-2016 гг. на 40-50 млн тонн в год с нынешних 28,2 млн тонн позволит значительно увеличить поставки каспийской нефти на экспорт.

    В 2014 году российские трубники только для нужд "Газпрома" поставили 1,2 млн тонн продукции. В ближайшие три года отгрузки планируется увеличить до 1,7 млн тонн. Сейчас 99% труб большого диаметра, использующихся для строительства магистральных газо- и нефтепроводов в нашей стране - отечественные. В сегменте ТБД вопрос импортозамещения практически решен. А 15 лет назад до 70% труб для нефтяных и газовых артерий поставлялись из-за рубежа. Но в начале 2000-х годов российские трубные компании совместно с "Газпромом" сформулировали конкретные задачи обеспечения нашей страны собственными трубами и широким листом для их изготовления и разработали долгосрочную программу развития отрасли с целью полного импортозамещения.

    Поделиться