31.12.2014 19:19
    Поделиться

    Музыка с бородой: в 2014 году в РФ вышел ряд примечательных альбомов

    Музыкальный 2014 год определенно выдался удачным - на весь мир прогремели альбомы безусловных легенд, многие более скромные фигуры порадовали замечательными новыми работами. Конечно, и отечественные творцы не бездействовали - и нам есть, что вспомнить о российской музыке, провожая этот год.

    "Русский рок": жизнь симулякров и их отражений

    Традиционно наибольшее внимание публики привлекают действия "динозавров" так называемого "русского рока", многие из которых сами так крепко уверовали в существование этого "жанра" как самостоятельного явления, что удивительным образом давно начали играть что-то такое, что иначе как "русским роком" действительно и не назовешь (такие величины, как, например, Егор Летов, Вячеслав Бутусов, Борис Гребенщиков - каждый по-своему - этой незавидной участи, конечно, избежали). Признанным классиком этой сцены, безусловно, является Юрий Шевчук и его группа ДДТ. В этом году они выпустили еще один альбом задушевных песен о борьбе вполне субъективного добра с несколько абстрактным злом, которые уже наверняка естественным образом перекочевали в репертуар арбатских артистов и их коллег из подземных переходов по всему постсоветскому пространству.

    Константин Кинчев и его группа "Алиса", в далекие восьмидесятые бывшие одними из интереснейших экспериментаторов советской рок-сцены, в конце девяностых переквалифицировались в ярких представителей того, что один русский философ назвал емким термином "археомодерн" - постмодернизма, искаженного неистребимой на российской почве никакой культурной экспансией тягой к осмысленности существования. В итоге получаются песни о вечных русских консервативных ценностях, звучащие то ли как среднестатистический альбом немецких индастриал-металистов Rammstein, то ли как сборник хитов шведских ню-металистов Clawfinger. Примечательно, что в новом альбоме "Цирк" есть песня с названием "Прыг-скок". Так и получается - у кого "прыг под землю, скок на облако", у кого - "с пятки на носок".

    Группа "Сплин" одарила фанатов целыми двумя релизами в уходящем году - с перерывом в несколько месяцев вышли две части альбома "Резонанс". В общем-то, это прямое продолжение творческого пути коллектива - после "Сигнала из космоса" и "Обмана зрения" ничего не изменилось. Александр Васильев окончательно оседлал свой отстраненно-флегматичный образ и, похоже, перестал искать. Но иногда нет-нет, да и заскучаешь по "Сплину" девяностых годов, когда Васильеву и компании, игравшим сырой и драйвовый гранж, едва ли могло прийти в голову посвятить новый альбом американскому коммерсанту. Как и их младшим товарищам из "Би-2" вряд ли захотелось бы снять в одном и том же клипе Олега Гаркушу с Филиппом Киркоровым, а Глеба Самойлова - с Ксенией Собчак.

    Другой мейнстрим

    БГ выпустил сольный альбом, что само по себе редкость - от вывески "Аквариум" Борис Борисович отказывается редко. Впрочем, несмотря на очевидные намеки на концептуальные изменения, содержание "Соли" вполне отвечает представлениям о том, каким бы мог альбом Гребенщикова здесь и сейчас. Многие поклонники точно останутся удовлетворенными, а мы просто отметим, что со времени великолепных пластинок "Лошадь белая" и "Беспечный русский бродяга" выше головы БГ больше не прыгал - не прыгнул и на этот раз.

    Целую авоську релизов бросили на прилавки Сергей Шнуров и его возрожденный "Ленинград". Ну, здесь все понятно и предсказуемо - те, кому нужно новых песен "Ленинграда" для соответствующей обстановки, заберут их в свои плейлисты с превеликим удовольствием.

    Может себе позволить оставаться самой собой в течение десятилетий и группа "Пикник". Альбом "Чужестранец" - подтверждение того, что мастерство и чувство стиля у Шклярского со товарищи никуда не делись. Не "Мракобесие и джаз", конечно, но ничем не хуже, чем ряд последующих работ коллектива. А это - очень высокий уровень.

    Некогда одна из любопытнейших "альтернативных" групп России "Ногу Свело!" своим новым альбомом "Съешь мое сердце" откровенно разочаровала. Рядом с лучшими альбомами как девяностых, так и нулевых новый релиз не стоит - и замечательный голос Покровского тут не спасает. Ну а свежий альбом "Несчастного случая" с новыми песнями о "близких и понятных" проблемах типичного представителя среднего класса, уверенного в своем "хорошем вкусе", слушателя непременно найдет - уютное дополнение к очередной комедии "Квартета И".

    Группа "Бахыт-Компот" выпустила новый альбом "Полигимния". Здесь можно найти несколько остроумных и интересных песен. Как почти всегда у Степанцова.

    Российский музыкальный андеграунд и его обитатели

    Множество интереснейших релизов издали и представители отечественного музподполья. Есть где разгуляться и любителям удалого трэша, к чьим услугам Стас Барецкий и его новый альбом с говорящим названием "Девяностые", и ценителям искрометных словесных забав от семейства альтернативных хип-хоп и idm-групп. Здесь вам и новинки от формаций "Птицу Емъ", СБПЧ и "4 позиции Бруно", и пара разной ценности проектов известного экстравагантного интерпретатора действительности "трэш-шапито КАЧ", и возвращение ветеранов НОМ. Впрочем, что касается последних, то ранние авангардные вещи, конечно, так и остались на недосягаемом уровне - и ни бесхитростный кавер на "Гражданскую оборону", ни затейливая перепевка песни Михаила Елизарова в стилистике Laibach ситуацию не спасают.

    Сам же Михаил Елизаров, несколько лет назад превратившийся в барда, записал новый альбом "Жалобная книга", и это определенно можно назвать одной из самых примечательных пластинок года.  Хотя, конечно, лихой норов одного из самых эпатажных отечественных писателей XXI века придется по душе не всем, тем более что Елизаров действительно время от времени чрезмерно увлекается своим нестандартным взглядом на любовную лирику. А его игра на грани фола при творческом осмыслении российской действительности иных консерваторов повергнет в шок.

    Широко освещаемым событием стал новый альбом андеграундного рэп-дуэта 25/17. Внимание к нему привлекли и признанные рок-звезды - Дмитрий Ревякин и все тот же Кинчев. На звучание альбома повлияли, конечно, оба - здесь вам и фолк-роковые мотивы, и знакомый ню-метал российского разлива. Однако эти стилистические эксперименты не всегда альбому идут на пользу. Ровной новую работу, получившую восторженные отзывы от ряда критиков, рядовых и нерядовых слушателей (с особым энтузиазмом хвалил рэперов сотруничающий с ними писатель Захар Прилепин, обладатель премии "Большая книга" этого года), впрочем, назвать трудно. К сожалению, без ставшей обязательной для нашей рэп-сцены "пацанской" любовной лирики в духе какого-нибудь "Многоточия" не обошлось. Но мощнейшие треки - "Последний из нас", "Думай сам" и "Зима-мама" - делают эту запись по-настоящему важным событием года, благо, в треклисте они идут друг за другом.

    Были и интересные дебюты - таким с полной уверенностью можно назвать альбом "Сруб" одноименного проекта. Чрезмерный наивный пафос некоторых песен, конечно, делает невозможным восприятие их всерьез, но такая необычная смесь пост-панка с темным фолк-эмбиентом определенно достойна внимания и - для начала - поощрения.

    А проект "Почему коммутатор молчит" в деле экспериментов со звуком - уже давно не новички. Новый альбом - "После шести/После полуночи" - замечательная работа в жанре мрачной электроники.

    Группу "Мегаполис", в принципе, к андеграунду отнести трудно. Но ее новая масштабная концептуальная работа "Из жизни планет" не имеет никакого отношения к невзрачному рокопопсу, благодаря которому коллектив обрел известность. Блистательный саундтрек к невышедшим советским фильмам, выдержанный в лучших традициях отечественной спейс-музыки - однозначно, один из лучших альбомов года.

    Альбом и EP в этом году перед своим внезапным самороспуском успел издать замечательный харьковский (его культурный код позволяет его причислить к отечественным без всяких раздумий) проект ностальгической музыки "Маяк". Несколько дисков, выпущенных анонимными музыкантами за короткий период существования проекта, полюбился тысячам пользователей Рунета. "Маяка" больше с нами нет - но музыка его успела войти в золотой фонд отечественной электроники.

    nbsp;выпущенных анонимными музыкантами за короткий период существования проекта,

    Поделиться