В отличие от других отечественных самолетов, на МС-21 будут использоваться крупные композитные кессоны. Тот, который доставили на испытания в Жуковский, самый большой силовой композиционный элемент в истории российской промышленности: его длина - примерно 7 метров. Как говорят специалисты, такой в России еще не выпускали.
Вообще МС-21 будет почти на 40% состоять из композитов. Сейчас же доля деталей из углепластиков в самолетах российского производства не превышает 20%. Использование композитных материалов даст более легкий вес самолету, повышенную аэродинамическую эффективность за счет увеличения длины крыла, хорошую прочность при статических нагрузках, - подчеркивают ученые ЦАГИ.
Замена алюминиевых сплавов на композиты позволяет снизить массу конструкции на 10-20% и повысить ресурс. То есть композитные конструкции, отвечая таким же критериям безопасности и прочности, как и металлические, существенно выиграют в весе. Что, безусловно, очень выгодно для перевозчиков и в плане экономии топлива, и с точки зрения перевозки пассажиров или груза. Не случайно в новом Boeing 787 доля этих материалов превышает 50 процентов.
Прочность композитного кессона специалисты ЦАГИ проверят на соответствие российским требованиям Авиационных правил. Намечены три этапа экспериментальных исследований. По словам специалистов, сначала кессон композитного киля МС-21-300 испытают на прочность эксплуатационными нагрузками, то есть создадут условия реального полета. Потом в НИЦ ЦИАМ в Тураево проведут эксперимент, имитирующий столкновение с птицей. Затем киль вернут на экспериментальную базу ЦАГИ, где его исследуют на остаточную прочность, сымитировав все возможные и даже невозможные повреждения при эксплуатации.
Если все пойдет как надо, то в России будет налажен серийный выпуск крупных композитных деталей для гражданского авиастроения. Ну, а первым самолетом с композитным кессоном станет самолет МС-21.
Благодаря композитной продукции этот лайнер должен стать первым отечественным судном, поставленным на "черное крыло".
Справка "РГ"
МС-21 - семейство пассажирских самолетов нового поколения, ориентированных на самый массовый сегмент мирового рынка авиалайнеров. В рамках программы в настоящее время разрабатываются самолеты МС-21-300 (160-211 мест) и МС-21-200 (130-176 мест). Использование передовых технических решений в области аэродинамики, двигателестроения, установке самолетных систем последнего поколения и новых решений в области комфорта обеспечивают самолетам семейства конкурентные преимущества над существующими и модернизированными самолетами других производителей.