И объяснил, почему не надо вводить налог на интернет, а в средства массовой информации необходимо вернуть рекламу алкоголя.
В прошлом году предлагалось множество инициатив по контролю за интернет-средой. А как вы считаете, нужно ли что-то еще для регулирования интернета или достаточно тех механизмов, которые уже есть?
Алексей Волин: Все, что касается интернета, происходит в рамках нашей единой политики. В интернете должны действовать точно такие же правила, как и на остальной территории России.
Если в стране запрещена реклама курительных смесей, значит, она должна быть запрещена и в интернете. Если на территории России запрещена реклама интим-услуг, значит, она должна быть запрещена и в интернете. Для тех, кто решил переступить закон в Сети, существуют те же меры наказания, что и в обычной жизни.
Правительство теперь разрешило рекламировать отечественные вина. И это больше поддержка именно отечественного производителя, а не СМИ. Что нужно сделать, чтобы поддержать СМИ? Разрешить какую-то еще рекламу?
Алексей Волин: Мы считаем, что необходимо предпринять экстренные шаги по либерализации рекламного рынка. Если этого не сделать, то уже к концу 2015 года мы примерно половины СМИ в стране недосчитаемся. В этой связи нужно сделать рекламный рынок более свободным и более гибким. Это касается, в том числе, и рекламы алкоголя, и не только на телевидении, но и в печатных СМИ. Возможно, речь может идти о рекламе табака. Медиаиндустрия считает, что это тоже могло бы помочь поправить финансовое положение.
Пока ситуация следующая. Если говорить про печатные СМИ, то из-за падения курса рубля увеличатся траты на многие компоненты, используемые в полиграфии. Их в основном покупают за валюту. И речь идет не столько о бумаге, сколько о расходных материалах - краске, пластинах, компонентах, предназначенных для промывки машин.
Поэтому прогноз такой: цены на бумажные издания вырастут на 30-50 процентов. И примерно настолько же упадут объемы рекламы в газетах. В глянцевых журналах, кстати, падение будет еще больше. И если не предпринять экстренных шагов, чтобы поддержать прессу, то прогнозы на 2015 год для отрасли будут неутешительными.
Понятно, что есть два варианта поддержки - дать государственные денег или разрешить зарабатывать на рекламе. Государственных денег нет. Значит, надо разрешить зарабатывать. Не разрешим зарабатывать, получим десятки тысяч безработных журналистов уже в 2015 году.
А как же разговоры о здоровье нации и других аргументах в пользу запрета рекламы алкоголя и табака?
Алексей Волин: Законы принимались популистские. Мы исходим из того, что травятся больше всего не тем, что рекламируют, а денатуратом. А те напитки, которые рекламировались на обложках журналов, как раз воспитывали вкус к цивилизованным и качественным спиртным напиткам. И, наоборот, отваживали от бормотухи.
Более того, мы прекрасно знаем, что главными лоббистами запрета рекламы на алкоголь и табак всегда традиционно выступали крупные алкогольные и табачные компании. Потому что когда у вас есть раскрученный бренд, он не нуждается в рекламе. Реклама нужна тому, кто выходит на рынок с новой продукцией. Поэтому фиксация статуса кво с запретом рекламы, прежде всего, выгодна тем производителям, которые давно присутствуют на рынке.
Полностью интервью читайте в первых номерах "РГ" 2015 года.