За последние годы подобные предложения звучали неоднократно, но в этот раз у депутатов, похоже, нет никакой свободы действий, и право распоряжаться городской землей вернется к мэрии. Законопроект разработан администраций региона и связан с изменением федерального законодательства: с 1 марта 2015 года органы власти субъекта Федерации лишаются права распоряжаться землей в своих столицах.
В 2006 году губернатор Смоленской области Виктор Маслов принял решение забрать у муниципалитета право распоряжаться земельными участками, собственность на которые на тот момент не была разграничена. Формально это намерение объяснялось необходимость формирования в сфере земельных отношений режима "одного окна", исключения коррупционных преступлений и организации максимально удобного приема граждан. Предполагалось выявить земельные участки, неиспользуемые или используемые не по назначению, а также увеличить объем поступающих в бюджет арендных платежей.
На тот момент общая площадь города Смоленска составляла 16635 гектаров, в том числе жилая застройка - 4378 гектаров (26 процентов). Десять процентов площади Смоленска - 1616 гектаров - в градостроительную деятельность вовлечены не были. При этом семь процентов городских земель находились в муниципальной собственности, один процент - в собственности Смоленской области, 10 процентов - в федеральной, 11 процентов - в собственности граждан и юридических лиц.
Закон разрабатывался и принимался в спешке, с мэрией его текст практически не обсуждался, и когда в силу вступили подзаконные акты, оказалось, что областные власти забрали себе и что можно, и что нельзя. Мэрия началась готовиться к судам, документы лихорадочно правили, и по итогам этой работы при деле осталась и администрация Смоленска, и новое управление, созданная в структуре регионального департамента по имущественным и земельным отношениям. Раньше все вопросы решались в муниципалитете, теперь какие-то бумаги получали там, а за другими нужно было обращаться к областным чиновникам. В общем, легче гражданам не стало.
В первые годы своего существования новое земельное управление оказалось настолько загружено работой, что и думать забыло об аукционах, на которых распределялись земельные участки под строительство жилья. Это лишило местный бюджет определенных доходов, а строителей - фронта работ. Кроме того, городские чиновники и депутаты не раз отмечали, что областная структура не проявляет рвения в сборе земельного налога, поступающего в местный бюджет.
Уже в 2008 году, обращаясь к губернатору, мэр Смоленска Владислав Халецкий констатировал:
- Это решение принималось под предлогом создания "единого окна", однако реализовать эту идею по объективным причинам не удалось. Количество проблем, с которыми сталкиваются юридические и физические лица, желающие получить в собственность или арендовать земельные участки, многократно увеличилось, возникли проблемы, связанные с администрированием земельного налога, а строительная отрасль города оказалась практически парализована.
Вопрос о целесообразности возвращения мэрии Смоленска права распоряжаться городской землей не раз обсуждался и на сессиях горсовета, и в облдуме, и на совещаниях с участием руководителей строительного комплекса, но двоевластие сохранялось, несмотря ни на какие доводы.
Это нередко приводило к громким скандалам: так, если мэрия настойчиво старалась убрать отслужившие свое, уродливые торговые киоски и павильоны из исторического центра Смоленска, департамент выдавал разрешения на размещение таких объектов. Благодаря действиям департамента, руководствовавшегося буквой закона, а не интересами города, в Смоленске на месте сквера скоро появится никому не нужный торговый центр. Самой же громкой историей стало выделение бабушке из далекого района земельного участка под строительство жилья во дворе жилого дома в самом центре города, под окнами здания областной администрации. Эти и другие подобные истории ясно демонстрировали порочность сложившихся в Смоленске взаимоотношений, но ни один из губернаторов Смоленской области так и не вернул муниципалитету полномочия по распоряжению городской землей.
Теперь от губернатора уже ничего не зависит.