Заградительный взнос
По данным комитета по труду и занятости Санкт-Петербурга, иностранные мигранты приезжают в город на полгода-год с целью скопить некий стартовый капитал, который на их родине превратится в солидную сумму. Чтобы приехать в Северную столицу, иностранному работнику требуется порядка 60 тысяч рублей. Подавляющее большинство мигрантов берут эти деньги в долг.
Учитывая, что средняя зарплата иностранного работника в городе составляет 28 тысяч рублей, то рассчитаться с долгом у людей получалось за несколько месяцев, и дальше они копили деньги на свои цели.
С нового года трудовые мигранты должны приобретать патенты на работу стоимостью три тысячи рублей в месяц. По сути, патент - это авансированный НДС, и, по расчетам чиновников Смольного, легализованным иностранным работникам будет невыгодно устраиваться на работу с зарплатой ниже, чем 23 тысячи рублей. Относительно высокая стоимость патента установлена для того, чтобы не допустить демпинговых расценок на труд со стороны иностранных рабочих.
Еще одна обязательная трата для иностранных мигрантов - оплата языкового экзамена, обязательного для приезжающих на работу в РФ. Само тестирование будет стоить порядка трех тысяч рублей. Но в Петербурге уже появились платные курсы по русскому языку и основам права. Занятия длятся от двух недель до месяца и стоят от семи до 20 тысяч рублей. При этом сама система экзаменов превращается для мигрантов в откровенную лотерею. Потенциальный работник должен приехать в Россию, прийти в УФМС, записаться на экзамен и только потом получить патент на работу. Если тестирование провалено, то мигрант обязан уехать к себе на родину и, соответственно, вернуть потраченные на дорогу, учебу и проживание средства он не сможет.
Колебания курса рубля привели к тому, что в пересчете на национальные валюты размер стартового капитала для мигранта сократился примерно на треть. Но изменилось и соотношение заработка, причем не в пользу иностранных работников.
Федерация мигрантов России официально заявила, что иностранцам больше невыгодно работать на таких условиях. Дополнительные траты делают поездку в нашу страну на заработки нерентабельной.
Распределить потоки
Чиновники не скрывают, высокая зарплатная планка была для мигрантов поставлена специально. Когда работодатели подавали заявления на квоты, то предприятия, которые предлагали слишком низкие зарплаты, из списка вычеркивали. Так, через сито не проходили компании, обещающие заработки ниже 15 тысяч рублей в месяц и не предоставляющие жилье.
Такая система позволила произвести настоящее перераспределение трудовых потоков в ряде отраслей. Например, после того как компании-перевозчики подняли зарплату водителям автобусов, число иностранных сотрудников в отрасли сократилось вдвое. На их место пришли россияне.
С 1 января 2015 года чиновники перестали контролировать, сколько денег предлагают мигрантам. Предполагается, что обладатели патентов не будут соглашаться на низкие заработки, и это позволит контролировать систему оплаты труда.
Правда, роль нелегалов в данном случае не учитывается. По расчетам экспертов, в Петербурге порядка 150-200 тысяч неучтенных иностранцев.
- Мигранты-нелегалы обычно приезжают в Петербург на срок не более трех-четырех месяцев. Они изначально не тратятся на разрешение на работу и оформление других документов, да и зачем, ведь их задача - как можно быстрее заработать деньги и вернуться на родину. Компании, которые принимают их на работу, довольно сильно рискуют. В то же время оформление квоты для кадровиков превращалось в настоящую головную боль, требовалось собрать целый пакет документов. При этом гарантии, что иностранный работник придет именно в фирму, которая подавала документы, нет никакой. Я сам знаю несколько случаев, когда мигранты с разрешениями на работу устраивались на предприятия, которые в свое время вычеркнули из списка на квоты, - говорит юрист Сергей Звягинцев.
Эксперт уверен, именно из-за того, что процедура найма мигрантов была слишком сложной, ряд предприятий шел на то, чтобы нанимать нелегалов. С системой патентов работодатель фактически освобождается от всяких сложностей с документами. Теперь ему выгоднее принимать либо россиянина, либо иностранца с патентом. Ничего дополнительно ему оформлять больше не надо. Зато если работодатель устроит на работу нелегала, то ему придется платить штраф до 400 тысяч рублей.
Объективный фактор
Чиновники Петербурга не скрывают, что делают ставку на внутреннюю миграцию. Уже сейчас, по данным комитета по труду, Северная столица перетягивает на себя половину экономически активного населения Ленинградской области. Еще четверть от всех приезжих работников составляют выходцы из других регионов страны. Кадры для большого города приезжают из субъектов Северо-Западного федерального округа, массовый отток происходит из Новосибирска, Томска и уральских городов.
Россиян на работу берут не только из патриотических соображений. Во-первых, нет штрафа и контроля со стороны УФМС, во-вторых, россияне зачастую менее требовательны к условиям и оплате труда.
В частности, если в период действия квот специалисты Центра трудовых ресурсов требовали, чтобы работодатели, которые платят низкую зарплату, предоставляли сотрудникам общежития, то это распространялось только на иностранцев. Россиянам общежития можно было и не давать, никто с проверкой не приходил.
По данным Росстата, средняя зарплата в стране по всем видам экономической деятельности составляет 32,5 тысячи рублей. В Петербурге среднестатистический доход работника немного превышает 40 тысяч рублей. Для сравнения: в Новосибирской области средняя заработная плата составляет 27,5 тысячи, в Башкирии - 25 тысяч. При этом заработки в сельском хозяйстве держатся на уровне 13-15 тысяч рублей, в моногородах предприятия предлагают работу за 7-10 тысяч.
Таким образом, россияне согласны в Петербурге работать на суммы даже меньше, чем платят иностранным мигрантам, что, естественно, вполне устраивает работодателей. Но в целом дешевая рабочая сила является серьезным тормозом для развития экономики.
Пока соискатели готовы устраиваться на низкие зарплаты, руководители предприятий не спешат модернизировать производство и не повышают производительность. Дополнительные рабочие руки сейчас обходятся дешевле, чем новое оборудование.