15.01.2015 00:01
    Поделиться

    В ЦДХ прошла выставка, посвященная юбилею лаковой миниатюры

    В таких масштабах Палех еще не выставлялся: тарелки, панно, ларцы, мебель - кстати, редкость, для выставки в Плесе отыскали один расписной гарнитур - фарфор, всего 800 собранных по музеям и коллекциям экспонатов.

    А все начиналось с иконы: на выставке мало оригиналов, но и на копиях, вроде "Преображения" XIX века, видно все, чем славен Палех - все то же тончайшее ("мелочное") письмо, сдержанные краски. После 1917-го богомазы нашли новые формы приложения сил, церковные сюжеты сменились волшебными - и начался Палех.

    Первые миниатюры возникли на донышках черных фотованночек, потом пошли шкатулки из папье-маше, а в 1925-м Артель древней живописи во главе с Иваном Голиковым отметили на Международной выставке в Париже. Среди работ был и этот сюжет, "Красный пахарь", символ нового времени в лаковой миниатюре: в зале, отведенном голиковской артели, рубаха и штаны пахаря на крышке шкатулки не потускнели от времени, только лак потрескался.

    Палех - это искусство сказки. И дело не только в том, что сюжеты русских народных, пушкинских и восточных сказок не уходят с крышек шкатулок и крутых боков ваз. "Царевна-лягушка", "По щучьему велению", "Сказка о царе Салтане" - без этих сюжетов выставка обойтись не могла. Но невозможно представить себе, как человеческий глаз и рука помещают на крышку пудреницы диаметром сантиметров 10 целый базар, пестрящий цветами, кружащийся снежинками, где в толпе различаешь лицо каждого покупателя.

    - В Палехе никогда не было ничего искусственного, нарочитого, - говорил на открытии выставки губернатор Ивановской области Павел Коньков. - А сегодня мы возвращаемся к истокам, они живые, они ширятся, развиваются.

    А вот куда привели эти истоки: герои тарелки Николая Лопатина "Золотая осень" сошли словно с античной вазы, но при этом сохранили палехскую пластику. У Владимира Смирнова на картонах - библейские сюжеты, Пушкин и жития святых в клеймах. В зале одного из главных палешан нашего времени Алексея Кочупалова - ростовые, расписанные углем и темперой холсты: ожившие День и Ночь, Дон Кихот, Раненый Ангел.

    В 20-х годах в России создали канон, которому доступно все - от ликов Богородицы до портретов космонавтов и современных классиков (на выставке была, например, пластина с Солженицыным), от палехских "троек" до театральных костюмов.

    Жаль только, что выставка-сказка не пробыла в ЦДХ и трех недель: артефакты уже вернулись в музеи и коллекции. Но авторы-кураторы надеются, что их сказку "прочтет" еще Санкт-Петербург, а потом она вернется и в Москву.

    Поделиться