- Переносов рейса не было, - рассказал он. - Точнее, я не был в курсе этого. Я получил план полетов, и там рейс Як-42 с "Локомотивом" стоял на 7-е число, в 16:00. В дальнейшем я узнал, что билеты, оказывается, были выписаны на 6 сентября. По какой причине билеты были датированы 6-м числом, не знаю - их выписывает авиакомпания.
Кочанов пояснил, что все заявки на посадку или взлет поступают от авиакомпаний по внутреннему авиационному телетайпу, и аэропорт не имеет права отказать авиакомпании без видимых причин. 7 сентября 2011 года в летном плане аэропорта стояли 13 самолетов: 13 прилетов и 8 вылетов.
- Я видел, что нахлестов и перехлестов нет, и мы свободно справляемся с потоком, особенно после обеда, - рассказал бывший гендиректор "Туношны". - Из тринадцати рейсов литерный был один - Ил-96, если не ошибаюсь. На нем в восемь утра на Мировой политический форум в Ярославль прилетели больше ста человек, в том числе два или три гостя, находившиеся под охраной ФСО. А потом пошли обычные самолеты, стоявшие в плане. Некоторые участники прилетали на своих самолетах, но это уже не литерные рейсы были, а обычные.
Со слов Кочанова, 7 сентября суеты в аэропорту не было. Была накануне, потому что все свободные сотрудники аэропорта участвовали в уборке его территории, в том числе взлетно-посадочной полосы.
- Аэропорт не новый, поэтому мы прошли по полосе на предмет наличия на ней трещинок, камешков, - продолжает он. - Проверили несколько раз, промели места стоянок, а потом прошли с ведрами и собрали все, что можно было собрать, до песчинки.
Как рассказал свидетель, в тот день внешний и внутренний периметр аэропорта усиленно охранялся, а все свои действия сотрудники должны были согласовывать с представителями Федеральной службы охраны. Под наблюдением сотрудников ФСО проходил и осмотр автобуса, на котором приехали в "Туношну" хоккеисты "Локомотива". Это нужно было для того, чтобы пропустить автобус на территорию аэропорта, потому что своим автобусом для подвозки пассажиров к самолету туношенцы в тот момент не располагали.
Автобус осматривали кинологи линейного отдела внутренних дел и сотрудники службы авиационной безопасности. Когда представитель ФСО убедился, что службы отработали полностью, он разрешил въезд автобуса на территорию аэропорта. На нем хоккеисты приехали к стоянке № 3, где находился Як-42.
Поскольку багаж у игроков специфичный (огромные баулы с амуницией), и он не помещается в приемном смотровом окне, его осматривали вручную - сканером и опять же с участием собак. Багаж проверяли в основном на взрывчатые вещества. Кроме баулов с амуницией команда везла с собой три железных ящика с оборудованием. Все это после досмотра было доставлено к самолету микроавтобусом Volkswagen Crafter. Багаж не взвешивался, но известно, что грузоподъемность названного микроавтобуса - меньше 800 килограммов. Всего же, со слов Кочанова, в то время "Локомотив" возил с собой около тонны груза (часть - ручная кладь), а в последнее время возит 1350 килограммов.
Со слов свидетеля, укладывали багаж грузчики аэропорта: член экипажа самолета открывал багажники и показывал, куда что класть. И это задача экипажа - контролировать, как и куда груз уложить, после чего составить центровочную ведомость.
- Самолет набрал скорость, но не мог оторвать шасси. Почему? Был пикирующий момент. А он мог возникнуть по двум причинам: из-за притормаживания или из-за перегрузки "носа", - рассказал после судебного заседания Олег Кочанов. - Но для такой машины тонна-две груза - это ни о чем. Его вместимость 120 пассажиров плюс восемь - десять тонн багажа. Для взлета же ему достаточно 800 метров, а у него было 2800... Версия о нарушении центровки может быть состоятельной, только если во Внуково или еще где-то самолет подгрузили по полной. Но после крушения лишний груз нашли бы… Однако ничего не нашли.