21.01.2015 11:59
    Поделиться

    Знаменитый "графический роман" о спартанцах поступил в продажу в РФ

    В книжных магазинах России появился культовый "графический роман" Фрэнка Миллера - "300". История о кровопролитной битве в ущелье Фермопилы, адаптированная под яркий визуальный стиль, полюбилась нашей аудитории еще в 2006-м году - в виде экранизации этой книги. Ну а теперь поклонники ленты могут оценить и печатный оригинал - в по-настоящему качественном издании.

    В середине девяностых, пожалуй, ни один газетный киоск нашей страны не обходился без американских комиксов на витрине. Яркие импортные брошюры - конечно же, с переводом на русский язык - охотно покупали взрослые, дабы занять детей. Малышня на волне увлечения диснеевскими персонажами из мультсериалов на центральных телеканалах не менее охотно листала книжечки с аляповатыми (но милыми) картинками и лаконичными фразами в забавных "пузырях". О так называемых "графических романах" жители нашего отечества и слыхом не слыхивали - за редкими исключениями; между тем, комиксы для тех, кто постарше, появились за океаном достаточно давно. И на любой вкус - от сурового реалистического нуара до той же фантастики, но с по-другому расставленными акцентами. В прошлом десятилетии мода на них пришла и в Россию: в кинотеатрах прогремели, например, "V - значит Вендетта" и "Хранители" (оба - экранизации произведений одного из патриархов жанра - Алана Мура). С еще большим энтузиазмом публика восприняла пару лент по сюжетам Фрэнка Миллера. Сначала нам показали мрачнейший и стильный набор новелл под заголовком "Город Грехов". Потом был настоящий хит проката - "300 спартанцев", буквально растасканный на цитаты и "мемы". Стараниями издательства "Амфора" его теперь можно и прочитать.

    Слово "чтение", правда, прозвучит тут достаточно условно. Можно сколько угодно рассуждать об отличиях "комикса" от "графического романа" (кое-кто, судя по развернувшимся интернет-баталиям, относится к жанру очень серьезно - и готов отстаивать свою позицию даже в драке), но факт остается фактом. И то, и другое, прежде всего, - иллюстрации. И лишь во вторую очередь - текст. Поэтому говорить все-таки следует об эстетике. Благо, с ней у Миллера все в порядке: "300" - невероятно красивая штука, еще и выстроенная вокруг действительно красивой истории.

    "Спартанцев" на экране ругали - и, скорее всего, небезосновательно - за политический заказ на волне натянутых отношений Вашингтона с Тегераном. Но с книжной версии взятки гладки: ее автора всерьез заинтересовала то ли легенда, то ли быль о мужестве царя Леонида и его сподвижников в борьбе с могущественным врагом - армией персидского владыки Ксеркса. В выразительных рисунках Миллера - все, чем так любима эта эпическая история. Натянутые до предела нервы, античный пафос, мощь плоти и духа и героизм. Нет разве что исторической достоверности: за это Миллер в свое время даже получил порцию критики от коллеги по цеху - все того же Алана Мура. Впрочем, об этом мы - российская аудитория - догадывались еще по фильму. Если помните, там предатель Эфиальт, вопреки вполне конкретному портрету Геродота, выглядел этаким "горлумоподобным" (по Питеру Джексону) уродцем, а сам "царь царей" Ксеркс забавил зрителей пирсингом и макияжем.

    Вообще, стоит только захотеть - и к детищу Миллера можно придраться примерно по дюжине поводов. Спартанцы, которые не считают нужным держать строй? Пожалуйста. Тяжеленный щит, летящий по воздуху, как перышко? Есть и такое. В конце концов, черно-белые (не в плане цветовой гаммы, а по своим подчеркнуто однородным характерам) персонажи могут всерьез разозлить покупателя, ожидавшего от миллеровской книги "настоящей литературы" с мастерски оформленными картинками. И это, конечно, еще один повод порассуждать о том, приживутся ли у нас "комиксы для взрослых" или так и останутся развлечением для горстки ценителей.

    Автор этой заметки периодически посещает один и тот же книжный супермаркет - не какой-нибудь локальный, а достаточно крупный, сетевой - и в последнее время стал бросать взгляд на отдельную полку. Над ней - ярлык с надписью "Графические романы". Ассортимент - более чем внушительный: от какого-нибудь "Супермена" и "Бэтмена" до лауреата Пулитцеровской Премии - трагичной повести о Холокосте под названием "Маус". Последний, кстати, всерьез изучают в западных вузах и школах, вот только в Москве покупателя на него не находится. Пухлые тома классиков и современников, как ни крути, милее нашему сердцу. И вряд ли этого нужно стыдиться.

    Поделиться