Бюджетные нестыковки
Сообщается, что деятельность комиссии будет направлена на выявление причин теневой занятости, ее уровня в экономике региона, противодействие сокрытию работодателями фактического размера выплачиваемой зарплаты. В состав комиссии войдут руководители главного управления МВД РФ по Новосибирской области, управления Федеральной налоговой службы, общественной организации Федерации профсоюзов, Пенсионного фонда России, Государственной инспекции труда, мэрии Новосибирска, региональных министерства труда, занятости и трудовых ресурсов и министерства финансов и налоговой политики. Работу межведомственной комиссии возглавит первый заместитель председателя правительства Новосибирской области Владимир Знатков.
- Понятно, что создание такой комиссии было продиктовано, прежде всего, резким сокращением доходной части бюджета области в прошлом году, - отмечает проректор по научной работе и внешним связям Новосибирского государственного университета экономики и управления, кандидат экономических наук Павел Новгородов. - Сейчас губернатор ищет возможности пополнения бюджета, который недополучает значительную часть средств по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Это обусловлено и внушительным объемом серых зарплат, позволяющих компаниям уходить от налогообложения. То, что у нас существуют зарплаты в конвертах, не новость, с ними боролись и раньше. Однако неутешительная бюджетная ситуация дала повод для усиления контроля и создания специальной комиссии.
По мнению эксперта, объем неофициальных зарплат в долгосрочной перспективе, несмотря на локальные "всплески", будет постепенно снижаться - в первую очередь, за счет расширяющегося участия государства в экономике. Понятно, что в крупных компаниях и госкорпорациях зарплаты в конвертах не выдают. Однако в сфере малого и среднего бизнеса, который более подвержен искушению ухода от налогов, проблема сохраняется, и ее реальные масштабы оценить сложно.
Непрозрачные банки
Экономист подчеркивает: тенденции последних лет способствуют тому, что люди хотят получать деньги "в белую".
- Работодателю выдавать зарплату в конверте, конечно, выгодно, но работники с этим обстоятельством зачастую соглашаются. С началом пенсионной реформы, когда стало понятно, что будущая пенсия зависит от страховых взносов, уплачиваемых с официальной заработной платы, для многих это стало важным фактором. Еще один момент - широкомасштабное кредитование населения. Если официальная часть зарплаты составляет десять тысяч рублей, а остальное вы получаете в конверте, то ипотеку или автокредит вам могут не выдать. Поэтому люди стараются трудоустроиться по всем правилам, - напоминает Павел Новгородов.
В то же время многие банки молчаливо соглашаются с системой неофициальных зарплат и выдают кредиты, не требуя справку о доходах, а по так называемой "форме банка", заполняя графу о доходах, по сути, со слов клиента или по полуофициальной справке работодателя. Поэтому, по мнению экспертов, в состав межведомственных комиссий, в том числе созданной губернатором Новосибирской области, должно входить как можно больше представителей банковской сферы.
- Ведь в теневой схеме участвует банк, который обналичивает денежные средства для выплаты зарплаты, - подчеркивает Павел Новгородов. - Потом недобросовестные участники банковского сектора выдают кредиты под эти скрытые доходы. Конечно же, для обсуждения методов борьбы с проблемой нужно привлекать специалистов тех банков, которые работают в легальном поле и сами заинтересованы в ее решении.
Впрочем, одна лишь координация действий различных ведомств кардинальным образом на ситуацию не повлияет. Каждая из структур, представленных в комиссии, уже имеет в законодательно утвержденный инструментарий борьбы с неофициальными зарплатами и ничего принципиально нового предложить не сможет.
- Согласованность даст какой-то эффект, но едва ли он заметно скажется на наполнении бюджета, - уверен Павел Новгородов. - Проблема неофициальных зарплат настолько глобальна, что на региональном уровне ее не решить. Речь должна идти об устройстве российской налоговой системы в целом - как распределяются налоги между бюджетами разных уровней и так далее. И если бы поступления от НДФЛ шли в федеральный бюджет, область не стала бы создавать комиссии, ведь это чужой карман. Но средства от НДФЛ идут в региональный и местный бюджеты, а реального инструментария для борьбы с занижением налогооблагаемой базы на региональном уровне почти нет.
Реальный масштаб
С тем, что к решению вопроса нужно подходить с более широких позиций, согласен и председатель комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии Новосибирска Сергей Дьячков.
- Та или иная степень "затемнения" - ухода от налогов - есть в экономике любой страны. Ясно, что существуют меры по снижению доли "черных" денег в экономике, в том числе и объема зарплат в конвертах. Это не только и не столько фискальные и чрезвычайные меры, сколько меры институционального, общеэкономического характера, - убежден чиновник. - Фиксация налогового режима (а в идеале - снижение налогов, снижение барьеров входа на рынки, открытая и результативная с точки зрения общества деятельность правительств всех уровней), конечно, будут способствовать увеличению собираемости налогов. Если говорить о сегодняшнем дне, то во время экономического спада конъюнктура, без всякого сомнения, стимулирует уход предпринимателей в тень, но любой кризис - лишь временное явление.
Одним из способов оценить объемы неофициальных зарплат экономисты называют выявление соотношений между доходами и расходами компаний. То же самое касается и отдельно взятого работника.
- Понятно, что если человек получает десять тысяч рублей, он просто не может купить "Мазерати" или квартиру в центре города, - поясняет Павел Новгородов. - Бывают, конечно, частные случаи, вроде получения наследства или выигрыша в лотерею, но в целом контроль соответствия доходов и расходов дает понять, какой объем "теневых" средств используется человеком или фирмой. Любые диспропорции здесь наталкивают на подозрения и дальше следуют уже более детальные проверки.
Между тем
Этот инструмент уже взят на вооружение налоговиками Белгородской области, где НДФЛ стали исчислять от суммы расходов, а не доходов компаний. Глава управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области Алексей Легостаев заявил, что поддерживает этот опыт и постарается найти ему применение в регионе. По его словам, приблизительные расчеты показывают, что областной бюджет из-за "серых" зарплат теряет порядка 12-13 миллиардов рублей в год. Специалисты выяснили, что около 850 тысяч жителей региона занято в тех сферах, где "серые" зарплаты исключены: это госслужба, правоохранительные органы, бюджетные организации, ряд крупнейших предприятий и так далее. Если взять остальную часть активного населения и перевести налог, уплачиваемый с их доходов обратно в зарплату, получится, что новосибирцы получают в среднем примерно по восемь тысяч рублей. По мнению Легостаева, это едва ли соответствует действительности при средней зарплате по области в 25 тысяч рублей. Условно подняв зарплату до уровня средней и исчислив из нее налог, получается порядка 13 миллиардов рублей, которые и недополучает бюджет.