26.01.2015 19:40
    Поделиться

    Минюст предлагает прописать порядок принятия законов

    В прошлом году было удовлетворено 17 процентов исков об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов власти, заявила заместитель председателя Верховного суда России - председатель Судебной коллегии по административным делам Татьяна Петрова. Иными словами, люди просили отменить тот или иной приказ федерального министерства, и Верховный суд страны примерно в каждом шестом случае соглашался с истцами.

    Это заявление прозвучало сегодня на круглом столе в Институте законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России, где обсуждался проект закона "О нормативных правовых актах в Российской Федерации". Недавно этот документ был вынесен на общественное обсуждение Министерством юстиции России.

    Неофициально юристы называют проект "законом о законах", он призван детально прописать процедуру принятия законов и прочих нормативных правовых актов в стране. С идеей принятия такого закона институт законодательства выступал еще в 70-е годы прошлого века. "Принятие такого закона позволит упорядочить правотворческую деятельность государственных и муниципальных органов нашей страны, гармонизировать систему нормативных правовых актов, а также усовершенствовать процессы их создания, обеспечения действия и прекращения", - рассказывали в институте законодательства.

    Идея принятия "закона о законах" была поддержана научным сообществом и многими государственными органами, в том числе Министерством юстиции России. Сейчас ведомство подготовило с учетом инициатив института законодательства свой проект федерального закона "О нормативных правовых актах в Российской Федерации".

    Как рассказывают эксперты, к новеллам законопроекта можно отнести положения об официальном толковании (разъяснении) нормативных правовых актов, порядке устранения пробелов и коллизий в них. Сегодня эксперты на круглом столе детально обсудили проект. Например, зампред Верховного суда России Татьяна Петрова сказала, что в законе надо четко прописать критерии, по которым ведомственные нормативные правовые акты подлежат или не подлежат государственной регистрации. Например, надо ли регистрировать в Минюсте строительные нормы и правила? Общее правило такое: регистрировать надо те документы, которые так или иначе затрагивают права людей. Но это достаточно широкое понятие. Поэтому у многих правоведов и возникает вопросы, могут ли различные технические регламенты, в том числе строительные нормативы, рассматриваться как акты, затрагивающие права и интересы граждан? Простого ответа нет. Сегодня такие документы в целом не подлежат государственной регистрации. Однако, чтобы даже сомнений по этому поводу не возникало, нужны четкие и недвусмысленные критерии.

    Вопрос, регистрировать или нет, не является какой-то бюрократической проблемой. От этого зависит, в частности, порядок опубликования нормативного правового акта. Если же процедура принятия акта не была соблюдена, его можно оспорить. В прошлом году Верховный суд признал недействующими шесть нормативных правовых актов именно из-за того, что была нарушена процедура принятия.

    Поделиться