Сергей Васильев живет в Челябинске. Несмотря на свой почтенный возраст - ему идет 79-й год - он по-прежнему энергичен и невероятно востребован. Ему звонят по фотографическим делам знакомые из Гонконга, издатели из Лондона, Парижа, Берлина, сам он часами работает над новым альбомом, посвященном 70-летию Победы.
Поймать Васильева для интервью оказалось делом непростым, а поводом для встречи стал выход нового фотоальбома "планетарного" масштаба "Призвание - фотограф". В сборнике - более 500 фотографий 140 авторов из 30 стран мира, автором и составителем альбома является Васильев. Диапазон работ широк - от редких снимков Юрия Гагарина до челябинского метеорита, спортивных баталий на Олимпиаде в Сочи и крымского референдума.
Сергей Григорьевич, география представленных в альбоме авторов снимков потрясающая: вся Россия - от Калининграда до Владивостока. Есть фотографы из Европы, стран СНГ, Бразилии, Мексики, США, ЮАР. Как вам удалось собрать их всех вместе? По какому принципу отбирали работы?
Сергей Васильев: Идея такого альбома возникла у меня давно - в нем должны были встретиться самые разные авторы: ушедшие и современные, великие и не столь известные, но продолжающие достойно развивать наше искусство. В 60-х годах у фотографов была хорошая традиция - они обменивались своими лучшими снимками. Кто-то просто восхищался работами коллег, а для кого-то они становились стимулом сделать лучше. И вот теперь, через много лет, у меня появилась возможность собрать "самое-самое" в одном альбоме.
Ускорили этот процесс две даты: 175-летие мировой фотографии и 55-летие челябинского фотоклуба, а также - Год культуры. Авторы собраны неслучайно: с 90 процентами из них я встречался лично на фотовыставках и фестивалях, с кем-то дружил заочно, переписывался. Это, конечно, была адская работа - выбирать лучшие из нескольких тысяч хороших снимков. Поэтому я испытал большое облегчение, когда альбом наконец-то увидел свет.
В альбоме есть несколько снимков известного советского фотокорреспондента и тележурналиста Василия Пескова - вы с ним лично общались?
Сергей Васильев: Да, мы с ним познакомились в начале 60-х годов на встрече в челябинском фотоклубе. Он уже тогда был известным журналистом, делился опытом, как раз только вышла его книга очерков "Шаги по росе". А я был никому не известным начинающим фотографом. Но уже членом местного фотоклуба. Думаю, что эта встреча для меня даром не прошла.
На мой взгляд, один из лучших снимков альбома - фотография Юрия Гагарина, который по-домашнему присел на крыльце деревенского дома.
Сергей Васильев: Автор этого снимка - мой друг Владимир Зотов, живущий ныне в Дюссельдорфе. Мы познакомились лет 40 назад на фестивале в Чебоксарах, он тогда работал корреспондентом "Вечерней Казани". Потом пригласил меня в Казань. Помню, что погода стояла ужасная, и я почти неделю не мог вылететь обратно в Челябинск. Все эти дни мы "вынужденно" общались. И очень подружились. А снимок у Володи действительно вышел отличным, очень теплым.
Кого бы вы еще хотели отметить из авторов альбома?
Сергей Васильев: Редкий снимок получился у фотомастера из Москвы, бывшего бильд-редактора журнала "Огонек" Геннадия Копосова, который заснял Юрия Сенкевича, "берущего интервью" у пингвина на Южном полюсе. Мне очень дороги снимки Вацлава Йиру, который еще в советские годы в Праге издавал журнал "Фоторевю". У него учился не только я, но и фотографы со всего мира.
В альбоме есть не только "классические" снимки, но и совсем свежие фотографии с Олимпийских Игр в Сочи, референдума в Крыму…
Сергей Васильев: Мне хотелось, чтобы проект был не застывшим во времени, а разносторонним и максимально актуальным. Интересно, что снимки из Сочи мне прислала девушка, которая работала волонтером на Олимпиаде. На одном из них серебряный призер Игр в беге на коньках Ольга Фаткулина из Челябинска дает автографы болельщикам. А великолепные сочинские фото Евгения Плющенко и других звезд фигурного катания прислал маститый столичный фотограф Сергей Лидов. Сделать снимки с теперь уже исторического референдума в Крыму попросил коллег из Симферополя.
А почему в альбоме нет ваших снимков, посвященных челябинскому метеориту?
Сергей Васильев: Надо честно признать, что я этот момент проспал. В буквальном смысле слова. Ведь дело было утром, я еще лежал в кровати. И чуть с нее не слетел. Помню этот страшный грохот, дом заходил ходуном. Сначала подумал, что война началась. А оказалось, что это "пришелец из космоса". Но тема метеорита в альбоме, разумеется, присутствует. Спасибо коллегам из Челябинска.
Вообще в альбоме немало места отдано под фотографии мастеров с Южного Урала.
Сергей Васильев: Это отчасти дань "географической" привязке. Все-таки альбом вышел в столице Южного Урала. Но не стоит также забывать, что челябинский фотоклуб был и остается одним из лучших в стране, и все без исключения представленные работы - очень достойные.
Ваши же снимки посвящены в основном женской красоте, в том числе "обнаженной"…
Сергей Васильев: Надо же было как-то оживить альбом! (улыбается). К слову, теме женской красоты здесь посвящены не только мои снимки, но и работы Вильгельма Михайловского, Гунара Бинде и других известных мастеров мирового уровня.
Это правда, что в издание альбома вы вложили собственные средства?
Сергей Васильев: Да. Были и спонсоры, конечно. Но потом выяснилось, что не хватает 600 тысяч рублей. Доплатил из собственных средств. Раз уж ввязался в это дело, надо было завершать проект.
Досье "РГ"
Сергей Васильев родился 16 июня 1936 года в Чувашии. С 1955 года живет в Челябинске. Четыре раза - в 1978, 1980, 1982 и 1983 годах - становился обладателем главного приза всемирного фотографического конкурса World Press Photo "Золотой глаз". Автор 30 персональных выставок в европейских странах, участник 100 международных коллективных выставок в Европе, странах Азии, Америки и Австралии. В 2003 году завоевал приз "Золотой глаз России".