Если поначалу активность мошенников, промышляющих в этой сфере, была незаметной, то лет восемь назад отказ от недвижимости в пользу государства приобрел лавинообразный характер. В чернобыльские районы ринулись мастера комбинаций, которые до совершенства отточили основную схему обмана государства. Она заключалась в том, что нечистоплотный оценщик выписывал бумагу, согласно которой дом в радиационной зоне стоит не меньше, чем на столичной Рублевке. Если даже областная комиссия отказывала в выплате такой компенсации, владелец построек обращался в суд и выигрывал его.
Следующим шагом стало активное возведение в этой зоне огромных зданий, которые в прокуратуре назвали картонными. Главное - площадь. И пусть стены колышутся от ветра, зато строение занимает пять соток.
По мнению бывшего депутата облдумы Людмилы Комогорцевой, старт этой кампании был дан в 2006 году, когда областные власти решили перевести чернобыльский комитет в город Клинцы и поставили во главе его предпринимателя Александра Бондаренко. Примечательно, что он сам некоторое время назад сдал свой дом государству за неплохую сумму, а требовал и вовсе почти 40 миллионов рублей.
Ограничений не было ни по времени постройки, ни по стоимости квадратного метра, ни по материалам. Суды без устали штамповали решения: выплатить, выплатить... Казначейство каждый год отдавало в нечистоплотные руки миллиарды рублей. Общую сумму не подсчитали до сих пор, но она громадна: в 2012 году за утраченное имущество казна отдала около семи миллиардов, в 2013-м - 5,1. Роли нашлись для самых разных сословий - от бродяг до крупных чиновников и судей. И хватало, видимо, всем.
Так, на махинациях погорели сразу пять глав сельских поселений Гордеевского района. Поскольку сданное государству жилье можно предоставлять нуждающимся, чиновники, рассказали в следственном управлении СК, в 2012 году заключали договоры на право пользования казенными домами и квартирами с людьми, не имевшими права на улучшение жилищных условий. И провернули таким образом десять афер.
В сентябре прошлого года был вынесен приговор бывшему директору областного департамента строительства и архитектуры Александру Морозову, который неправомерно включил в список претендентов на получение компенсаций за утраченную чернобыльскую недвижимость двоих мужчин. Их добычей стали более 3,5 миллиона рублей. С кем потом они делили эту сумму, догадаться нетрудно.
В некоторых случаях мошенничество удавалось предотвратить. В Злынковском районе судили 26-летнего Давида Мунтяну, 39-летнего Михаила Студенка и 77-летнюю Лидию Уханову. Двое последних обманом приобрели право на жилье и потом пытались получить за него компенсации - более трех миллионов рублей. Однако бороться было тем сложнее, чем больше разрасталась "группа прикрытия" из числа сотрудников правоохранительных органов. К трем годам лишения свободы приговорили бывшего участкового Гордеевского района, который заключил со знакомым фиктивный договор о приобретении квартиры и, сдав ее, получил из казны более 2,4 миллиона рублей. И таких примеров немало.
Обворовывание государства стало столь очевидным, что уже походило на дурную комедию. И, наконец, в 2013-м году Госдума изменила закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Государство запретило сдавать имущество, которое приобреталось после 1 января 1994 года. Стоимость квадратного метра тоже ограничили средней рыночной ценой - 26975 рублей.
Как уверяет директор регионального департамента строительства и архитектуры Брянской области Валерий Аверин, эти лимиты привели к тому, что сумма компенсаций за утраченное в радиационных районах имущество за год сократилась вдвое. Суд Советского района Брянска, рассмотрев в сентябре-ноябре 2014-го 120 заявлений чернобыльцев, отказал сорока собственникам. А 20 исковых заявлений оставлены без рассмотрения. Правда, за счет уменьшения выплачиваемых сумм сберечь удалось пока только 6,6 миллиона рублей.
Исполняющий обязанности губернатора Александр Богомаз приказал главам администраций Климовского, Клинцовского, Злынковского, Новозыбковского, Красногорского, Гордеевского и Стародубского районов, Клинцов и Новозыбкова определить в органах власти службу, которая будет проверять сдаваемую недвижимость. Чиновники обязаны теперь предоставлять даже фотографии строений.
Администрациям рекомендовано принять нормативные акты об инвентаризации жилья и учете домов большой площади. В облправительстве отмечают, что комиссия, которая принимает документы у жаждущих выехать из радиационной зоны, теперь гораздо тщательнее изучает бумаги. Характерно, что до сих пор более 80 процентов домов и других построек оформляют через посредников - дельцы не сдаются, по-прежнему стараясь урвать хоть уже и не такой жирный, но все же солидный кусок. К слову, граждан, которым комиссия из-за завышения площади сдаваемого жилья отказала в компенсации, правоохранители будут поверять.
Глава области распорядился подготовить сведения о том, кому переданы и как сейчас используются сданные помещения. Во-первых, многие дома занимают прежние владельцы, которые уже получили миллионы от государства и обязаны были выехать. Во-вторых, чиновники не торопятся передавать жилье стоящим в очереди сиротам и другим нуждающимся, а шлют письма в правительство области, прося денег на строительство или приобретение квартир.
Отметим, что с нынешнего года центр передал региону полномочия, связанные с выплатой пособий и компенсаций, гарантированных чернобыльским законом. За счет этого к областному бюджету прибавили девять миллиардов рублей, но вместе с тем расширили и ответственность.
В Орловской области с "чернобыльскими" мошенниками уже несколько лет успешно сражаются правоохранительные органы. Зачастую они устраивают проверки по сигналам из Пенсионного фонда и органов соцзащиты населения. В данном случае речь идет о повышенных льготах и выплатах. Например, ежемесячное пособие по уходу за ребенком местным жителям выплачивают в двойном размере. И ради этого люди нередко идут на обман. Прописываются, иногда за взятку, в "загрязненном" селе, а на самом деле живут в другом, экологически чистом. Ежемесячно в регионе возбуждается и рассматривается судами несколько уголовных дел. Если сумма ущерба невелика, а попавший под следствие человек раскаялся и вернул государству деньги, дело, как правило, закрывают. Но в местной судебной практике есть случаи, когда многодетные матери за несколько лет незаконно получили из бюджета по 400-500 тысяч рублей.