29.01.2015 22:00
    Поделиться

    Владимир Гридин: Массовый потребитель не знает российских модельеров

    Мода в эпоху кризиса: что будет шиться и как носиться
    В этом году модная качественная одежда подорожает в два раза. И это касается не только дорогих бутиков, но и магазинов, рассчитанных на средний кошелек.

    Экономические проблемы и скачки валютных курсов не обошли стороной и этот рынок. Сейчас наступает период рационального потребления, говорит эксперт в мире моды с 20-летним стажем Владимир Гридин. Покупку одежды, считает он, теперь надо рассматривать исключительно как способ инвестирования в незабываемый, идеальный образ.

    Но и скупать самое дешевое тоже не стоит.

    Дешево - сердито

    Владимир Владимирович, вы говорите, что год для модников обещает быть тяжелым. Так что же им выбрать: качество или цену?

    Владимир Гридин: Найти что-то приличное в дешевом сегменте будет трудно. Те компании, которые сегодня позволяют нам одеваться в более-менее комфортные вещи по удобоваримым ценам, начнут сокращать количество представленных моделей.

    Ситуация с обменным курсом рубля должна нас к этому подготовить. Если раньше марка привозила к нам половину линейки своей продукции, то теперь компании будут выбирать только те вещи, которые в ста процентах случаев будут проданы.

    Это касается в первую очередь одежды для нестандартной фигуры, на которую приходится небольшой процент покупателей. Во вторую очередь - тех, у кого есть претензия носить что-то необычное, выбивающееся из общего ряда. Выбор будет - но ограниченный.

    Есть какие-то универсальные способы, как в этой ситуации не только сэкономить, но и не нарваться на подделку?

    Владимир Гридин: Конечно, нужно обратить внимание на классические вещи, меньше выбирать с точки зрения тренда и больше - с позиции долгожительства в гардеробе. А разбавлять все это можно аксессуарами, легко трансформирующими образ.

    Желательно избегать логотипов на одежде, сумках, шарфах, потому что это поможет вещи, за которую вы отдали больше денег, чем планировали, прожить в вашем шкафу не один год.

    Кризис 2008 года научил нас делать рациональные покупки. Легко подсчитать, сколько будет стоить, скажем, "сумкочас" вашей новой сумочки.

    Если купить ее за сто рублей и выйти с ней только десять раз, потому что потом у нее что-то сломается, то каждый такой выход вам обойдется в десять рублей. Потратив же в разы больше на качественное кожаное изделие, вы будете ходить с ним круглый год, а значит, и за каждый выход из дома с ним в руках - платить меньше. И так считайте по каждой вещи, которую хотите приобрести.

    Надеюсь, мы наконец избавимся не только от необдуманных трат, но и от неприятной "золотинки" 1990-х годов, когда в моде были пайетки, люрекс, стразы... Это стало бы неожиданным позитивным моментом в развитии массового вкуса.

    Брендовые вещи сильно подорожают?

    Владимир Гридин: Я думаю, рост цен составит 40-50 процентов. Поэтому внимательно выбирайте тенденции, которым вы хотите следовать.

    Мы должны рассмотреть свой гардероб, решить, что нужно выбросить, и оставить только то, что идеально подходит вам по размеру и выглядит прекрасно. Докупайте предметы, которые сделают вас не только владельцем базовых вещей, но и создадут о вас мнение как о модном, целеустремленном человеке.

    Носки в горошек и полоску

    Какие же аксессуары могут сделать повседневный наряд и мужчин, и женщин необычным, запоминающимся?

    Владимир Гридин: У мужчин не так много простора для самовыражения: галстук, запонки, носки, обувь. Эти вещи можно подбирать не только по статусу или социальному положению, но и как средство самовыражения.

    Яркие носки в полоску или горох дают шанс привлечь внимание ко всему костюму. Этот маленький акцент делает весь гардероб необычным.

    Есть и такая вещь, как вязаный галстук - самый неформальный из всех вариантов. Это классика мужского костюма, которая появилась еще до привычных нам шелковых галстуков. Но в силу "позабытости" этого аксессуара он выглядит для большинства людей необычно и даже экстравагантно.

    История позволяет так же действовать и женщинам. Легкие шарфы, платки - очень удачный вариант. Ремни, кольца, украшения и прочая бижутерия, да те же пластиковые браслеты летом - этот набор позволит играть со своим образом и обновлять его каждый день.

    У нас по-прежнему доля покупок одежды на открытых рынках вроде "Черкизона" составляет примерно 40 процентов

    А как быть с выбором цвета? Ведь кто-то любит неяркие, приглушенные варианты.

    Владимир Гридин: Мода не может сосредоточиться только на одном цвете. Если говорить о женской одежде, то тут будут в тренде несколько вариантов.

    Первое - цвет марсалы, и это касается не только моды, но и промышленного дизайна, графического, а также дизайна объектов. Этот теплый насыщенный оттенок винного цвета будет одним из основных не только в весенних, но и зимних коллекциях этого года.

    Ряд дизайнеров уже показали коллекции в таких тонах, что не типично для грядущего весенне-летнего сезона. Мы привыкли к более теплым, пастельным тонам, но оттенки марсалы - бордово-красные тона - тоже выглядят очень привлекательно. В весеннем сезоне одежда в таком цветовом исполнении будет приятна не только для глаза, но и кошелька, потому что она будет в тренде и осенью. Инвестировав в одежду в таких цветах, можно будет носить ее весь год.

    Конечно, только одним вариантом модельеры не ограничиваются, популярны будут и оттенки ярко-желтого. Для традиционалистов рекомендую одежду белого цвета, но не переборщите: белый очень подчеркивает фигуру. Нужно правильно выбирать форму и объем этих вещей, чтобы предстать в максимально выгодном свете.

    Что касается синего цвета, на который предлагают обратить внимание астрологи, то он набирает популярность постепенно. Процесс очень долгий, и синий цвет как в мужской, так и в женской моде набирает обороты последние несколько сезонов.

    Обратно в СССР

    Тренды прошлого года останутся в силе или нас ждет встреча с чем-то новым?

    Владимир Гридин: Последние несколько лет мода строится на воспоминаниях о прошлом. Мы постоянно вспоминаем то 50-е, то 60-е годы прошлого века. Когда режиссеры снимают фильмы, к примеру, об эпохе джаза, некогда популярный стиль возвращается и в моду.

    И если в прошлом сезоне мы вспоминали силуэты 60-х, то весна и грядущее лето будут посвящены 70-м - эпохе буйной, непростой с исторической, эстетической, политической и экономической точки зрения.

    Это не только эпоха длинных струящихся платьев и широких объемных брюк, вязаных вещей в стиле хиппи, но и эпоха кризиса. Тогда нефть стоила очень дешево - это был глобальный мировой кризис. Возвращение этого периода в моду странным образом накладывается на то, что происходит сегодня.

    В 1970-е даже мужчины искали необычные наряды, но сегодня до них как будто не достучишься. Кажется, их желание модно одеваться не зависит от перемен.

    Владимир Гридин: Готовность мужчины модно одеваться - это самый дискутируемый вопрос, причем не только в России, но и во всем мире.

    Показатели разных компаний говорят о том, что в мужском сегменте моды и груминга растет спрос в среднем на 30 процентов в год.

    Речь идет о косметике, средствах по уходу за волосами, кожей, лицом, включая парфюмерию для мужчин. Косметические мировые гиганты организуют внутри корпораций департаменты, которые специализируются исключительно на мужском сегменте.

    Это не означает, что мужчины внезапно стали за собой следить и идеально одеваться - скорее, это фиксация на потребительском уровне. Но все равно в приоритете остаются показатели брутальности и зависят они не от того, что надевает мужчина, а сколько он поднимает килограммов и насколько быстро собирает шкаф.

    Вкус к моде надо с детства воспитывать?

    Владимир Гридин: Да. Мои европейские и американские друзья рассказывали, как их отцы, дяди и дедушки учили их чистить ботинки, носить галстук, объясняли, почему воспитанный мужчина должен уметь правильно завязывать галстук-бабочку и в каком случае такой аксессуар будет уместным.

    Отсюда и приходит понимание, что гости-мужчины на свадьбе должны одеваться в смокинги, а не в "парадную" рубашку с рисунком "турецкий огурец".

    У нас этих традиций не существует уже много десятилетий. Отцы учат, как побриться, почистить брюки, выгладить на них "стрелки". Они могут дать нам утилитарный навык, но не могут рассказать об эстетической надстройке. Мы сохранили способность плавить чугун, а превращать его в ажурные каслинские павильоны - утратили. И это вновь касается не только производства, но и моды, стиля, того, что называется культурой повседневности.

    Наш мужчина готов учиться новому или добиться этого от него не получится?

    Владимир Гридин: Он не просто готов - он этого хочет! Но пока у него для этого мало наглядных образов.

    Все это следует шить

    Все хорошо знают основные иностранные бренды, но почему-то из отечественных марок даже женщины могут назвать разве что пару-тройку. А то и вообще промолчат. Почему так?

    Владимир Гридин: Я занимаюсь модой двадцать лет, и мне кажется, что российских дизайнеров знают все, но массовый потребитель в России вряд ли о них слышал, так как он, как и современная система ретейла модного продукта, недалеко ушел от 1990-х годов.

    У нас по-прежнему доля покупок на открытых рынках вроде "Черкизона" составляет порядка 40 процентов. То есть практически половина страны одевается на улице, и в этих условиях говорить об узнаваемости бренда как такового даже неловко...

    Что же нам надо сделать, чтобы отечественные модельеры завоевали если не мир, то хотя бы Россию?

    Владимир Гридин: Для этого нужна серьезная программа развития легкой промышленности, которая позволила бы отрасли развивать индустриальную и сырьевую базы, текстильную и швейную промышленность, создавать новые рабочие места.

    Конечно, можно пойти в Британскую высшую школу дизайна и выучиться на первоклассного модельера. Но чтобы после этого курса найти грамотного конструктора и закройщика, нужно потратить гораздо больше сил, потому что подобных специалистов мало. Никто не хочет учиться на закройщика, ведь в этой профессии главное - работать руками.

    Специалисты, которые сегодня выпускают новоиспеченных модельеров, предлагают развивать практику субсидирования поездок дизайнеров за рубеж, чтобы там представлять наши коллекции из наших же материалов. Насколько реально воплотить в жизнь эту задумку?

    Владимир Гридин: Это очень развитая практика, которая существует примерно с середины 1960-х годов.

    Большинство советских дизайнеров ездили на выставки в Канаду, Чехию, Францию, Италию и представляли там сборные коллекции советских домов моды. К сожалению, в последние десятилетия она была забыта, как и многое другое из советской эпохи...

    Если речь идет о выпускниках вузов, которым около 22 лет, то возникает другой вопрос - где взять до полумиллиона рублей на создание этой коллекции, чтобы поехать с ней за рубеж? Это немалые суммы.

    Я знаю примеры того, как русские дизайнеры попадают на выставки сейчас. Это не просто бизнес - здесь большую роль играет творческое видение, амбиции и прочее, поэтому часто по заморскому подиуму ходят модели в одежде не от тех дизайнеров, чья работа вызывает восторг.

    Когда минпромторг представлял Стратегию развития легкой промышленности до 2020 года, эксперты отмечали, что доля хлопка на рынке уменьшается, а химволокна - увеличивается. Инновации и переориентация производства помогут изменить ситуацию?

    Владимир Гридин: Я не знаю ни одного примера российского производства тканей для модной промышленности из химволокна - их просто нет. Увы.

    Исторически все складывалось примерно так: когда был Советский Союз, его территорию распределили директивным порядком по производственным зонам.

    Лучший трикотаж делали тогда в республиках Прибалтики, потому что там построили специализированные предприятия. Лучшие вискозные ткани, полиэфирное волокно - в Белоруссии.

    В самой же России построили 10 камвольных комбинатов, из которых сейчас в рабочем состоянии - два. Да и с кавказскими овцеводами все не так просто: с одного животного у нас ежегодно настригается 2,5-3,2 килограмма шерсти. В Новой Зеландии - 16-18 килограммов. Вот к чему надо стремиться.

    В России есть вся необходимая надстройка - отличные дизайнеры, которые создадут модную коллекцию из иностранных тканей, консалтинговые агентства, продвигающие этот продукт, и брендинговые конторы, но нет базы. И получается, что отечественные модельеры есть, но их одновременно нет.

    Никто из дизайнеров не может самостоятельно вложить миллиарды рублей в развитие своего бренда - успешных случаев единицы. Конечно, потребителям знакомы такие имена, как Виктория Андреянова, Алена Ахмадуллина... Это вдохновляющий дизайн. У нас есть и обувные бренды, аксессуарные, ювелирные.

    Все эти марки будут узнаваемы, но только когда модная промышленность получит хорошую стабильную сырьевую базу. И тогда мы станем чаще слышать о российских брендах и ходить за покупками не в Zara, а, к примеру, в "Зарю".

    Исследование

    Исследовательский холдинг "Ромир" по заказу минпромторга выяснил, как россияне относятся к тому, что производит наша легкая промышленность. Оказалось, более половины опрошенных этими товарами вполне довольны.

    Что их в них привлекает? Более 40 процентов отметили низкие цены. А свыше половины, участвующих в опросе, были довольны и качеством производимой в России одежды.

    Чем недовольны потребители? Выбор, говорят, моделей ограничен - узкий ассортимент. Об этом заявили 39 процентов респондентов.

    Визитная карточка

    Владимир Владимирович Гридин

    Окончил Уральский государственный университет имени А.М. Горького.

    Журналист, стилист и продюсер. В течение более чем 20 лет активно работает в области моды и сотрудничает с известнейшими модными марками и домами мод, фотографами, стилистами, звездами кино, спорта и бизнеса.

    Шефствовал над модными отделами российских глянцевых изданий - Playboy, GQ, Made, Shopping Guide и Time Out. Эксперт моды в программе "Правила жизни" на телеканале "Культура". Заслуженная репутация одного из уважаемых членов модного сообщества подтверждена Национальной премией в области индустрии моды в номинации "Лучший фэшн-журналист России".

    В рамках деловых программ международных выставок проводит открытые лекции об особенностях и тенденциях в мире моды. Преподает в Высшей школе стилистики. Создал бюро стиля "Мужские решения".

    Поделиться