Начнем с того, что еще совсем недавно в нашей стране объясниться на иностранных языках вообще мало кто умел. Тексты на английском про красных кхмеров, которые читало мое поколение на уроках иностранного языка, не в счет. Никакого отношения к изучению языка и умению на нем объясниться они не имеют. Нынешнее поколение, не в пример более старшему, иностранные языки, во всяком случае, английский знает. И это замечательно. Вся молодая и не очень Европа объясняется на английском, но при этом не перестает любить свою Родину - Финляндию, Норвегию или Германию.
Наши программы по иностранным языкам, спору нет, стали лучше, но по-прежнему не нацелены на говорение. А ведь все же главная цель изучения чужого языка - объясниться и быть понятым. В экзамен по иностранному, наконец, добавили говорение. Грядет обязательный ЕГЭ. Да и как иначе? Железный занавес рухнул, все ринулись за границу, а там, извините, надо говорить не только по-русски. Если жизнь изменилась так, что тесты стали единственным стимулом для школьников учить предмет, значит, надо делать их обязательными.
Другое дело, что из школ вымываются все остальные языки, кроме английского. Даже в продвинутой Москве уже практически не осталось школ, к примеру, с испанским языком. Зато появляется китайский, есть интерес к изучению японского, арабского, турецкого языков. Не удивлюсь, если китайский скоро станет таким же привычным в школе, как английский или немецкий. Во всяком случае, в детском кинотеатре , который находится недалеко от моего дома, в качестве дополнительных занятий с детьми предлагают уроки китайского. И все группы заполнены.
Теперь что касается времени на изучение языков. Не поленилась, разыскала примерную программу по новым федеральным стандартам, на которые перешла школа четыре года назад. Так что по новым стандартам учатся дети первого, второго, третьего и четвертого классов. Все остальные идут по старым, которые заметно отличаются и по часам, и по требованиям. В новых стандартах начальной школы на изучение русского языка отводится 675 часов плюс 540 часов на литературное чтение.
Теперь возьмем иностранные языки. На них полагается 204 часа. В отличие от прошлых лет иностранный начинается не с первого класса, а со второго. В школах, где преподается еще и родной язык, на русский язык отводится 642 часа, на литературное чтение - 372 часа, на родной язык и литературное чтение - 405 часов и те же самые 204 часа на иностранный язык. Идем дальше. У нас есть школы, где преподавание ведется на родном языке. Там на русский язык и литературное чтение отпущено 710 часов, на родной язык и чтение - 709, иностранный - 204. И где, скажите, ущемление русского языка?