2 февраля летчику-легенде исполнилось бы 111 лет. В честь юбилея Федеральная служба охраны организовала спортивный праздник: несколько сот мотоциклистов из десяти регионов страны состязались за главный приз - огромную антикварную вазу с портретом Чкалова.
Почему в день рождения великого летчика "летают" на байках, а праздник организовывают спецслужбы?
Одна из сильнейших команд по мотокроссу в стране - Автомобильно-мотоциклетный клуб ФСО. Этих людей вы видите часто, но не знаете в лицо: почетный мотоциклетный эскорт сопровождает приезжающих к нам президентов и королей.
А связь байков с авиацией объяснил создатель пилотажной группы "Стрижи" генерал-майор Юрий Куликов: "Мотоциклисты - покорители другой стихии, но очень близкой к авиации. Когда я смотрю за вашими "полетами", то представляю себя в кабине истребителя".
Мотоциклы были страстью Чкалова. В его время их еще не называли байками, а доехать до финиша без аварий и поломок было большой удачей. Минимум один спортсмен в команде брал с собой веревку: сломавшиеся мотоциклы нужно было брать на буксир и волочить до финиша. Чем Чкаловский мотокросс отличается от других: зачет команде производится по последнему финишировавшему гонщику.
Напутствуя участников, главный судья кросса Евгений Паршин процитировал Чкалова: "Стремясь стать победителем, надо ездить смело, но с ясной головой, помогая товарищам".
Сохранять ясную голову на трассе под Бородино было полезно не только спортсменам, но и болельщикам. О том, что это не шоу, а рискованное состязание нервов и моторов, устроителям пришлось не раз напоминать зрителям. В прошлом году здесь четыре участника вылетели с трассы на поворотах, лишь чудом не покалечив себя и особо горячих поклонников.
Но организация была на высоте, все живы и здоровы. Хотя в целом такой спорт - не для слабонервных. Хочется написать: испытание для настоящих мужчин. Но это будет несправедливо по отношению к нескольким десяткам отважных байкерш. Некоторые из которых поверх комбинезонов нацепили разноцветные юбочки на манер балетных пачек, вызвав бурю эмоций у болельщиков.
Мотокросс на приз Чкалова проводится на протяжении 70 лет. Небольшие перерывы были во время Великой Отечественной войны и перестройки. В полноценном виде кросс возрожден в позапрошлом году: тогда, как отмечает гендиректор автомотоклуба ФСО Павел Медведков, соревновались 150 спортсменов. В прошлом году - 180 участников. В этом - 260.
Представьте себе: на старт одновременно выезжают больше 100 байков. По команде падает стартовая машина (металлический барьер, который механически исключает фальшстарты), и - вперед! Трасса под Бородино особой сложности: после старта сразу влево, затем крутая "запятая" вправо и резкий уход влево. Байк - это 130 кг металла плюс 70-75 кг веса самого спортсмена. И не забывайте о шипованных шинах. "Это несущаяся на громадной скорости "бензопила "Дружба", - с мрачным юмором предупреждают по громкой связи организаторы.
Байки разные, но мощность каждого более 50 л.с. Такой двигатель издает рык в 110 децибел, это немногим тише рева реактивного истребителя на взлете. Но истребители не взлетают сотнями. А байкам это по силу. И здесь совокупный рев лишь первой партии - 12 тыс. децибел!
Для чего такие страсти, испытания и риски? Да, собственно, глобальных и пафосных задач мотокросс и не ставит. Главное - чтобы народ не измельчал, и в стране не перевелись такие люди, как Валерий Чкалов. Но и это немало: с учетом нынешней ситуации - герои в особой цене.
Вчера когорта сильных духом пополнилась: вазу с ликом Валерия Чкалова завоевала команда "Газпромнефти". Но это - в буквальном смысле слова. А в широком: герои - все 260 участников.