Изменения направлены против задержек компаниями налоговых платежей. "Ежегодно, но не позднее 1 апреля, налоговый агент должен представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за предыдущий налоговый период (п. 4 ст. 24, п. 2 ст. 230 НК РФ). По сведениям от налоговиков, сейчас обострилась проблема несвоевременного перечисления налогов в бюджетную систему. Для решения этой проблемы законодатели предлагают обязать налоговых агентов ежеквартально представлять в налоговый орган расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом", - пояснила Кира Гин-Барисявичене, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "СБП".
Таким образом, ежеквартальное предоставление расчета позволит налоговому органу более оперативно получать от налоговых агентов информацию об исчисленных и удержанных суммах НДФЛ. Кроме того, это поможет решить проблему несвоевременного и неполного удержания и перечисления агентами налогов в бюджетную систему. Так, только за 2013 год налоговиками было проведено более 20 тысяч выездных налоговых проверок налоговых агентов и установлено более 15 тысяч нарушений сроков перечисления налоговыми агентами НДФЛ. По результатам проверок было доначислено более 30 млрд рублей налога на доходы физических лиц.
"Для бизнеса эти изменения однозначно создадут дополнительную работу бухгалтерии. Однако если предприниматель добросовестно удерживает НДФЛ и перечисляет его в бюджетную систему, то эти нововведения никоим образом не ухудшат его положение. Также этим законопроектом государство вводит целый ряд новых мер ответственности для нарушителей закона. За непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, наказывается штрафом в 1000 рублей. Предусмотрен штраф в размере 500 рублей за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения по расчету сумм НДФЛ", - рассказала Кира Гин-Барисявичене.
Непредставление расчета сумм НДФЛ в инспекцию в течение 10 дней после установленного срока представления такого расчета чревато для налогоплательщика приостановлением операций по его счетам в банке и приостановлением переводов его электронных денежных средств. По мнению Киры Гин-Барисявичене, эта мера будет очень действенной в отношении нерадивых агентов. Сейчас к недобросовестным плательщикам НДФЛ применяется штраф в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию или перечислению этого налога в бюджет. Штраф в 200 руб. за каждый непредставленный документ применяется, когда агент не сообщает налоговому органу о невозможности удержать налог и когда не предоставляется справка по форме 2-НДФЛ.
Поправки направлены против недобросовестных налогоплательщиков. "Эти меры существенно меняют порядок администрирования налога на доходы физических лиц. На добросовестных налогоплательщиках новый порядок предоставления сведений негативно не отразится. Эти изменения должны волновать недобросовестных налоговых агентов, которые в течение календарного года занижают налоговую базу для исчисления налога, нарушают сроки перечисления в бюджет удержанных сумм налога, что в конечном итоге приводит или к недоимкам или к уплате налога в более поздний срок. Безусловно, предлагаемые изменения добавляют налоговым органам контроля, усиливают ответственность налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах и будут способствовать повышению собираемости налога. Но каждая новая поправка, как это не парадоксально, усложняет применение основного закона налоговой системы. К примеру, если мы учтем, что цель налогообложения - это уплата налогов и сборов, то какой смысл "раздувать" нормы и устанавливать отдельные штрафы для каждого вида документа: деклараций, уведомлений, справки 2-НДФЛ и т.д., представленных с недостоверными сведениями. Вполне достаточно установить единую ответственность", - считает Владимир Минеев, управляющий партнер МГКА "Минеев и партнеры".
Сейчас не самое удачное время для ужесточения администрирования налогов, уверены эксперты. "По сути, представленный законопроект не увеличивает налоговую нагрузку, а лишь жестче регламентирует порядок начисления и уплаты НДФЛ. По идее авторов, этот проект должен позволить налоговым органам точнее прогнозировать объем поступающих платежей, а налоговым агентам сократит возможность маневра по фонду оплаты труда по итогам года. Приведет ли это к увеличению собираемости НДФЛ? Вероятнее всего, нет", - считает Михаил Трушко, руководитель Комитета по экономике и инвестициям ВПП "Правое дело".
В условиях сжимающейся экономики и нарастающего вала взаимных неплатежей бизнес будет вынужден еще жестче подойти к планированию ФОТ как в части численности персонала, так и в стимулирующей части оплаты труда. "Надо понимать, что для малых и средних предприятий ФОТ - зачастую главная составляющая в структуре себестоимости. Как следствие, рост безработицы и уход в тень, прежде всего малых и средних предприятий. В кризисной ситуации любая налоговая новация в первую очередь должна оцениваться с точки зрения ее стимулирующей, а не фискальной роли. Если цель - увеличение собираемости налога, то время для подобных новаций выбрано самое не подходящее. Результатом станет ускорение темпов роста безработицы и увеличение нагрузки государства в части выплаты пособий по безработице. Кроме того, это явно не увеличит мобильности рабочий силы, так как скрытые формы занятости населения тяготеют к местам постоянного проживания граждан", - подчеркнул Михаил Трушко.