Как и следовало ожидать, абсолютным триумфатором торжественной церемонии стала драма Андрея Звягинцева "Левиафан" - она победила в 6 номинациях из 8. Ее и без того внушительный багаж российских и международных наград теперь пополнился премиями за лучшую режиссерскую работу, лучший сценарий (Олег Негин и Андрей Звягинцев), лучшую главную женскую роль (Елена Лядова), а также мужские роли - главную и второго плана (Алексей Серебряков и Роман Мадянов). В главной номинации "Лучший фильм" она взяла верх над такими сильными соперниками, как "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" Андрея Кончаловского и "Дурак" Юрия Быкова. Конкурентами Звягинцева в номинации "Лучшая режиссура" были, напомним, Андрей Кончаловский и Александр Котт с фильмом "Испытание" - обе картины тоже обласканы международными призами.
Последняя работа Алексея Германа "Трудно быть богом" получила премии в номинациях "Лучший оператор" (Владимир Ильин и Юрий Клименко) и "Лучшая работа художника" (Сергей Коковкин, Георгий Кропачев, Елена Жукова). В операторской номинации выбор был особенно труден: все три претендента предъявили выдающиеся работы (кроме победителей, в номинации участвовали Михаил Кричман с "Левиафаном" и Леван Капанадзе с "Испытанием"). Зато победа художников картины "Трудно быть богом" была, думаю, предрешена: за всю историю нашего кино в фильмах не создавался столь изобразительно мощный и емкий сюрреалистический фантазийный мир, отсылающий к традициями Босха, идеально выражающий философский смысл кинополотна.
Автором лучшей киномузыки назван Алексей Айги ("Испытание"). Лучшей исполнительницей женской роли второго плана - Наталья Суркова, сыгравшая коррумпированную градоначальницу в социальной драме Юрия Быкова "Дурак". Из весьма значительного числа удачных режиссерских дебютов 2014 года критики предпочли "Комбинат "Надежда" Наталии Мещаниновой - фильм, так и не вышедший на экраны из-за обилия обсценной лексики в одной из начальных сцен.
Лучшими неигровыми фильмами названы "Срок" Павла Костомарова, Александра Расторгуева и Алексея Пивоварова (Россия - Эстония) и "На пороге страха" режиссеров Герца Франка и Марии Кравченко (Латвия - Россия). Премия имени Мирона Черненко присуждена документальному фильму Ивана Твердовского-старшего "Дмитриев"; специальный диплом Экспертного совета - фестивалю документального кино "Артдокфест" - "За твердую позицию, не зависимую от внехудожественных влияний".
Национальная премия "Белый слон" учреждена Гильдией киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России. Голосование проходит в два тура. В первом могут принять участие все критики, журналисты и киноведы страны, в результате определяется шорт-лист номинантов. Лауреатов во втором туре тайным голосованием определяет Экспертный совет.