- Планируется участие 48 тысяч человек, 20 тысяч из них переписывают сочинение, за которое получили "незачет". В Хабаровском крае и Еврейской автономной области участие примут все выпускники этого года, - сообщили в Рособрнадзоре.
Поясним, в этих регионах выпускники не писали сочинение из-за сложных погодных условий в декабре.
Выпускникам Хабаровского края предложили такие темы: "Какие проблемы личности, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, Вам интересны?", "Согласны ли Вы со словами А.С. Пушкина "Не может быть, чтобы со временем человеческое общество не поняло всю бессмысленность и жестокость войн"?", "Почему природа - вечный источник вдохновения для писателей?", "Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?", "Дружба в жизни человека".
Московским школьникам предложили порассуждать о картинах осени в творчестве писателей, конфликте "отцов" и "детей". А также дали темы, связанные с творчеством Лермонтова и Толстого.
В целом, по словам министра образования и науки Дмитрия Ливанова, незачет за выпускное сочинение в декабре получили около пяти процентов школьников. Но картина по регионам была очень разная. К примеру, в Забайкальском крае не смогли получить "зачет" за сочинение 25 процентов выпускников, в Омской области таких только 3,3 процента, в Татарстане - меньше одного процента, в Нижегородской области - 0,6 процента.
- У нас переписывают сочинение 53 человека. Это не только те, кто получил "незачет", но и те школьники, которые по каким-то причинам не смогли прийти на сочинение. Изложение пишут 5 человек, - рассказали "РГ" в министерстве образования Рязанской области. - Бывает, что в школе всего один ученик должен был переписывать работу. Тогда мы собирали вместе несколько детей из соседних школ, выделяли аудиторию и проводили сочинение.
В Рособрнадзоре напомнили, что и сочинение, и изложение являются условием допуска к государственной итоговой аттестации, проще говоря, ЕГЭ. Для получения этого допуска ученики с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды имеют право писать как сочинение, так и изложение. Также итоговое изложение как допуск к единому госэкзамену вправе писать:
- ученики, которые проходят учебу на дому по состоянию здоровья;
- ученики образовательных организаций, в том числе санаторно-курортных;
- ученики школ закрытого типа и школ, которые работают в колониях.
Для таких школьников итоговая аттестация может проводиться как в форме ЕГЭ, так и в форме государственного выпускного экзамена по их желанию. Можно сдавать и то, и другое одновременно. Но надо помнить, что результаты изложения, в отличие от сочинения, не учитываются при поступлении в вузы.
Галина Черных, преподаватель русского языка и литературы одного из лучших московских лицеев №1535, лауреат премии Президента:
-Лермонтова школьники читают и любят, но на выпускном сочинении в декабре его выбрали всего 10 процентов. Думаю, побоялись. Лермонтова проходят в 9 классе. После него - Толстой, Достоевский, Тургенев. Такие серьезные, глубокие книги... Хотя у нас в школе были оригинальные работы по поэзии Лермонтова. Были выпускники, которые взяли для сочинений Мандельштама, Бродского. Многие выбрали тему войны. Я не хочу, чтобы сочинение стало серьезной преградой для ребенка, который куда-то поступает и выбирает для себя главным не литературу, а другой предмет. Поэтому пусть будет зачет-незачет. А учитель за эту работу может поставить в журнал текущую оценку, так как ученика все же надо оценить, прокомментировать его работу.
14 февраля - русский язык и география,
23 марта - математика, базовый уровень,
26 марта - математика, профильный уровень,
28 марта - география и литература,
30 марта - русский язык,
4 апреля - обществознание и химия,
10 апреля - иностранные языки и физика.