04.02.2015 22:00
    Поделиться

    Летчиков обязали чаще докладывать диспетчерам о своих координатах

    Каждые 15 минут летчики будут докладывать диспетчерам о своих координатах
    Загадочные исчезновения гражданских самолетов стали поводом для того, чтобы обязать летчиков докладывать координаты судна каждые 15 минут. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) намерена ввести специальный стандарт для всех пилотов гражданской авиации.

    "Он станет первым шагом в установлении основ обеспечения глобального отслеживания полетов", - говорится в заявлении президента Совета ИКАО Олумуивы Бенарда Алиу, опубликованном на сайте организации. Такой тотальный контроль за полетами планируется ввести, чтобы избежать несчастных случаев.

    Сейчас гражданские суда, когда они пересекают районы воздушного управления, диспетчеры передают от одного центра к другому. Тогда пилоты сообщают месторасположение своих самолетов. "Например, я над таким-то населенным пунктом, высота такая-то, борт такой-то", - пояснил в беседе с "РГ" заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Черток.

    В зависимости от размера района воздушного управления изменяется и периодичность связи с диспетчерами. В густонаселенных районах пилоты выходят на связь даже чаще чем каждые 15 минут, отметил Черток. Занимается этим процессом в российском воздушном пространстве Росавиация с подведомственной ей Госкорпорацией по организации воздушного движения.

    Новые стандарты, предложение ИКАО, могут принять и в России. И если кто-то информацию о своем местонахождении не будет докладывать каждые 15 минут, то скорее всего ему придется отвечать за нарушение воздушного пространства. И тогда наступит компетенция Ространснадзора. Служба будет вправе наказывать перевозчика.

    Пока же есть требования говорить о своем нахождении при пересечении стыка зон воздушного движения, сказал Черток. Но надо учесть, что сейчас проблема связана и с поиском, и спасанием.

    И решение обязать пилотов отчитываться каждые 15 минут временное, считают эксперты.

    Если представить, что летит большой борт со скоростью 800-850 километров в час, то за 15 минут он пролетает более 200 километров. Диаметр района поиска самолета при потере связи с ним будет 400 километров. Понятно, что пока все воздушные суда не оснащены техническими средствами для того, чтобы самим автоматически отправлять данные о своем месторасположении. Нужно организационное решение.

    Проблема должна решаться технически, то есть оснащением воздушных судов средствами, которые автоматически давали бы информацию о положении воздушного судна, сказал Черток.

    Такая аппаратура уже есть. В России разрабатывается несколько вариантов, в том числе так называемая АНВ-система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Есть еще системы независимого наблюдения, локаторы, слежение со спутника.

    Можно обязать пилотов называть координаты самолета каждые пять минут, рассуждают эксперты. Но в зонах интенсивного авиасообщения эфир уже забит. И там как раз стараются уменьшить объем информационного обмена пилотов с диспетчерами, поясняет Черток. Кстати, с помощью автоматической аппаратуры можно посылать координаты самолета чаще чем каждые 15 минут, не засоряя эфир голосом.

    В любом случае пока говорить о конкретике рано. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) разработает предложение и разошлет его всем участникам организации. Государства у себя обсудят новацию и выработают свою позицию, которую отправят в ИКАО.

    После этого будет принято какое-то конкретное решение, сказал Черток. Тогда уже и назовут типы судов и маршруты, на которых пилоты обязаны будут докладывать о своих координатах. Скорее всего, это должно быть эффективно в тех зонах полетов, где редко пересекаются воздушные зоны, например над Атлантикой.

    Сейчас на каждом судне стоят аварийные маяки, напомнил Черток, которые передают координаты судна. Если оно потерпело крушение, то маяк должен сработать и передать сигнал. Информация с маяков поступает в центры поиска и спасания, отметил замглавы Ространснадзора.

    Но маяк не всегда включается. Разрушение конструкции может привести к тому, что маяк "уйдет в породу". Либо самолет нырнул в воду и не отстрелился специальный маяк-поплавок. В большинстве случаев мы получаем сигнал аварийного маяка. Но если его нет, поиск затягивается. Сейчас продумывают варианты, как сделать, чтобы самолет докладывал в штатном режиме сам, где он. И при этом не вносить изменений в его конструкцию. Можно сбрасывать по радиоканалу сообщение о координатах. Все это предстоит технически решить.

    Внедрение новации ИКАО - не раньше 2017-2020 годов. Еще нужно решить, куда будет передаваться информация. Надо ли создавать для этого специальный центр. Выработать единые международные стандарты для такой аппаратуры, сказал Черток.

    И устанавливать его хотят также на малых воздушных судах, в том числе самолетах и вертолетах. Их труднее всего искать, когда с ними происходит инцидент. Иногда они даже не пересекают границы зон воздушного пространства и себя никак не проявляют, отметил Черток. Так что новая аппаратура поможет сузить квадрат поиска и оказать помощь с случае необходимости.

    Поделиться